Жизнь после Брейвика

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
За что же немцы любят русских? Загадка! Неясно, за что их вообще любить-то...
За что же немцы любят русских? Загадка! Неясно, за что их вообще любить-то... Фото: Фото: Scanpix / Reuters

На минувшей неделе эстонские СМИ возмущались тем, что мы не готовы к трагедии, аналогичной норвежской, а также предчувствовали превращение Эстонии в полицейское государство.

Сигналы о том, что прогнило что-то в эстонской республике, поступают отовсюду, куда ни кинь взгляд. Вице-мэр Таллинна Таави Аас сообщает на Delfi о том, что у Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, следившей за нашими парламентскими выборами, есть серьезные претензии к электронному голосованию. Как ни удивительно, составленный на эту тему рапорт эстонская пресса предпочла как бы не заметить.

В PostimeesЯан Уустал сообщает нам, что по индексу демократии Economist Intelligence Unit Эстония делит 33-37-е места с, извините, Чили, Словенией и Ботсваной. Демократия здесь ущербная (flawed) – нормальная заканчивается на 26-м месте списка. Что характерно, Скандинавские страны там, наверху, а мы, как последние придурки, братаемся с Африкой и Латинской Америкой. Оказывается, наши граждане не вовлечены толком в процесс принятия политических решений (что говорить о негражданах!). Выходит, как в миниатюре Жванецкого про мясомолочную промышленность: «Они там наверху все это производят – и они же там наверху все это потребляют...» Обычным людям до власти – как до луны.

Между тем министр внутренних дел Кен-Марти Вахер заявил, что у нас на случай кризиса, подобного норвежскому, имеются вертолеты «с хорошей функциональностью». Мадис Вайкмаа в Eesti Päevalehtпишет, что это, мягко говоря, ложь, вранье и неправда. У Департамента полиции и погранохраны имеются три вертолета, и все нелетные: один чинится в Бельгии, два прозябают без запчастей. Проблема, говорит Вайкмаа, не в вертолетах, а в людях, которые ничего не могут толком организовать.

Государство – это они

Тревожное сообщение о вертолетах – не частность, а тенденция. Норвежские события породили в СМИ мощный резонанс по принципу «сравним, как это было у них – и как может быть у нас». Тот же Postimees хвалит норвежского премьера Йенса Столтенберга, адекватно среагировавшего на убийства на острове Утейя. Хочется, чтобы и наши политики были адекватны, но действительность отрезвляет: «Министр внутренних дел порет чушь», – не стесняется сообщить журналист Eesti Päevaleht Андрес Реймер.

Это опять про Кена-Марти Вахера, который, кроме вертолетов, успел потоптаться на столь актуальной ныне теме, как выдача разрешений на ношение оружия. Вахер хотел бы отправить всех вооруженных жителей Эстонии к психиатру, пишет Реймер, но это пиар и популизм. Во-первых, непонятно, чем Вахера не устраивает нынешний контроль. Во-вторых, глава МВД отфутболивает проблему (к министру социальных дел), не желая предпринимать никаких реальных шагов. Психиатрическая экспертиза ничего не решает: Брейвик, судя по всему, вменяем, как были вменяемы нацистские преступники, что не помешало никому из них быть убийцей.

С другой стороны, государство может воспользоваться ситуацией, чтобы закрутить гайки в сфере тотального контроля. Янар Филиппов на страницах Eesti Ekspress предостерегает: норвежская трагедия эстонской бюрократии очень выгодна. «Дорогой народ, ты не хочешь повторения тут норвежской кровавой бани? Не хочешь, чтобы маньяк убивал твоих детей? Тогда ты не будешь против того, чтобы мы и завтра, и всегда могли залезть в твой компьютер... или тебе есть что скрывать?» Особенно намерение кого-то там залезть в чужой компьютер возмутило редакторов портала Delfi: «Кто это “государство”, которое собирает нашу личную информацию? Разве это не кучка чиновников с разным образованием и разными представлениями об этике? Смогут ли держать рот на замке 4500 полицейских и силовиков?»

Загадочная немецкая душа

Может быть, что-то хорошее происходит на других фронтах? Про экономику не будем – она в таком состоянии, что гусары молчат. Культура? Тут мы преуспеваем. В частности, если судить по развороту Тийта Кяндлера в Eesti Päevaleht, СМИ потихоньку внедряют в сознание читателя концепцию «Эстония – родина слонов». Кяндлер пишет о том, что Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другие герои русского фольклора на самом деле имеют финно-угорское происхождение – они переехали в наш фольклор из мифологии народа меря. Правда, про народ меря нам почти ничего не известно – он был без остатка ассимилирован славянским этносом 800 лет назад. Речь может идти максимум об очень смелой гипотезе, однако это не мешает газете уверенно сообщить читателям: «Многие персонажи, которых русские считают своими, имеют финно-угорские корни».

Это не единственная отсылка к русской теме в EPL на неделе. Аймар Вентсел, например, углубляется в животрепещущий вопрос – «почему немцы любят русских». В частности, отчего немецкий фонд Werstatt Deutschland решил дать Путину премию «Квадрига», пусть и аннулировал позднее свое решение? «Не всё можно объяснить дешевым газом, – пишет обозреватель. – Симпатия русских к немцам объяснима. Немцы являют собой все то, чем русские не являются: они аккуратны, конкретны, им можно доверять, они успешные бизнесмены и производят мерседесы, лучшие машины в мире. Симпатия немцев к России имеет более сложную природу...» Русские для немцев – притягательная загадка, они освободили Германию от фашизма, а еще немцы любят борщ, песню «Пусть всегда будет солнце» и «конкретного, решительного Путина».

Доходит до смешного: немецкие бизнесмены хотят разрешить россиянам безвизовый въезд в свою страну. А самое страшное, что когда РФ воевала с Грузией, симпатии многих немцев были на стороне России. Забыли спросить Эстонию, в самом деле!

Ключевые слова

Наверх