Национальный вопрос feat политика национализма

, Заместитель старейшины Пыхья-Таллинн
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ольга Иванова
Ольга Иванова Фото: dzd.ee

Последние заявления из стана Партии реформ о том, что Центристская партия является «русской», подтвердили, что политика по принципу «разделяй и властвуй» продолжает оставаться одним из главных инструментовв арсенале правящей в стране элиты.

Понятно, что этот мессидж был направлен не русскоязычным избирателям. Их вряд ли можно напугать тем, что вторая крупнейшая партия в Рийгикогу является, как считают реформисты, «русской» (другое дело, что кто-то из русскоязычных избирателей с этим согласится, кто-то нет). Адресат этого заявления - эстоноязычный избиратель, который не должен расслабляться и забывать, кто отстаивает его национальные интересы. Разыграть партию со ставкой на национализм - для сил, входящих в правящую на Тоомпеа коалицию, дело не новое. Главное создать яркий образ, в котором просматривается силуэт призраков прошлого – КГБ, СССР, оккупация – и дело сделано.

При этом происходит традиционная для реформистов и ИРЛ-овцев ловкая подмена понятий – партия, где не существует барьеров по пятому пункту, моментально становится исключительно русской партией. Это позволяет не только в очередной раз напугать избирателя несуществующей «рукой Москвы», но и оправдать провал в собственной внутрипартийной политике – в партиях, находящихся у власти на Тоомпеа, русскоязычных политиков можно сосчитать на пальцах одной руки. Реформистам трудно взглянуть правде в глаза и признать, что дело не в «русскости», а в том, что в Центристской партии упор делается на личные качества, а не на генетический набор – социальные лифты работают для всех одинаково вне зависимости от того, какой язык является родным.

Стоит вспомнить, что именно министр от Центристской партии был русскоязычным министром в правительствах Эстонии. Именно в то время как у руля власти в Таллинне находится Центристская партия,  нормой стал тот факт, что на постах вице-мэров, руководителей районов города находятся русскоязычные политики. Чтобы понять, что в той или иной партии является приоритетным - национальное происхождение или личные качества – достаточно сравнить состав фракций в Рийгикогу и столичном горсобрании.

Подтверждением тому, что правые партии и далее не намерены считаться с русскоязычными избирателями, служит высказывание премьер-министра Андруса Ансипа о том, что с Эдгаром Сависааром не о чем говорить и воспринимать серьезно. Лидер реформистов, наверное, запамятовал, что лично Сависаар на последних выборах получил колоссальную поддержку избирателей – 39000 и 23 000 голосов и, как показывают социологические исследования, среди них были люди разных национальностей.

Подобные заявления подтверждают тезис о низкой политической культуре нынешнего руководства страны. Неумение вести диалог с политическими оппонентами выдается за нежелание.  Национальная карта особенно хороша еще и потому, что помогает отвлечь людей от проблем в экономике, роста цен, отъезда трудоспособного населения за рубеж.

Парадокс, но для правящих в стране партий и обслуживающих их интересы СМИ намного больший интерес представляют выборы председателя Центристской партии, нежели выборы главы государства. В то же время конфронтация внутри ИРЛ, внеочередной съезд этой партии – все это не удостоено такого освещения в СМИ.  Но при ближайшем рассмотрении такой ход становится вполне понятным. Броская тема национальной принадлежности партии привлекает гораздо больше внимания общественности, которое уводится от попытки автоматически проштамповать второе президентство Ильвеса без общественной дискуссии, без разбора успехов и провалов в деятельности  нынешнего главы государства.

Для правых партий проще отвернуться от мнения десятков тысяч русскоязычных жителей страны, чем попытаться осознать причины, по которым Центристская партия и лично Эдгар Сависаар столь популярны среди них. Если отбросить версию массового гипноза, то понятно, что причина такой поддержки в политике центристов, которая близка и понятна русскоязычным избирателям, которые осознают, что их видят и слышат, в то время как правые партии предпочитают в упор не замечать. Кроме, разумеется, предвыборного периода, когда правые политики даже начинают демонстративно изучать русский язык. Но знание того, что «жи-ши пишем через букву «И»» и предвыборные обещания - это одно, а  оценка конкретных результатов деятельности – совсем другое. Это хорошо видно по тому, как голосуют люди там, где Центристская партия находится у власти.

И еще. Намеренно создавая образ врага во всем, что связано с русскоязычными жителями страны, представители правящей коалиции выписывают себе индульгенцию на не прекращающуюся политику национального размежевания, на разделение общества на наших и ваших не задумываясь о долгосрочных последствиях. Национальная политика, проводимая с позиций временщика, только способствует созданию социального напряжения в обществе, демонстративной изоляции части населения от общественной жизни. К каким крайностям и к сколь неожиданным последствиям это может привести, наглядно демонстрируют события в Лондоне, Стокгольме и Осло.

Комментарии
Copy
Наверх