Цыгане уехали. Цыгане остаются

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Высылаете? Проклятие на вас до десятого колена!»  В прошлом году цыган в массовом порядке депортировали из Франции.
«Высылаете? Проклятие на вас до десятого колена!» В прошлом году цыган в массовом порядке депортировали из Франции. Фото: Фото: Internet

Уже  навосклицались вдоволь на тему «понаехали тут», имея в виду непрошеных гостей: румынских цыган, высланных из Финляндии.

Этот неожиданный визит породил  всплеск  внимания наших СМИ к цыганской проблеме, правда, внимание было поверхностным, а выводы  негативными: в фокусе объективов оказались дети с гармошками, женщины с розами и попрошайки с костылями. «ДД» решил взглянуть на цыган пристальнее: знаем ли мы о них правду?

Из истории цыган в Эстонии

В Эстонии издревле были «свои» цыгане. Одно из самых первых упоминаний  о появлении кочевых цыган на территории сегодняшнего Таллинна относится к 1533 году, когда  чиновники городского магистрата выдали охранное подорожное свидетельство проезжим цыганам Клаусу фон Роттенберку и его брату Кристоферу. В средневековой Европе такие свидетельства  были приравнены к теперешнему паспорту и визе.

Расселение  цыган в Эстонии было ограничено царским указом 1839 года. В приходе Лайусе, теперешней Йыгевамаа, даже  была произведена перепись. Остановившиеся в Лайусе цыгане овладели эстонским языком и к началу XXвека были уже сильно эстонизированы, в частности, благодаря смешанным бракам.  Большая часть  цыган осела  в деревне Раадувере и в  окрестностях теперешнего города Раквере. На юге Эстонии появились переселенцы из России. Они владели цыганским и русским языками и носили русские фамилии.  Пришедшие из Латвии цыгане поселились на юге и юго-западе  Эстонии.

Два цыганских полюса

Пожалуй, ни у одного народа нет таких ярких и противоречивых личностей, таких полярных типажей. На одной чаше весов  привлекательные примеры: театр «Ромэн», экзотический поп-ансамбль «Джипси Кингз»,  вымышленный Будулай как воплощение доброты и благородства, толстовская цыганка Маша и пушкинская Земфира. С другой стороны – попрошайки, мошенники, воры, наркоторговцы и нечистые на руку гадалки-вымогательницы.Так что же, бояться их за гадание и сглаз, ненавидеть за кражи и мошенничество или любить за песни и танцы?

Вспоминает Татьяна Червова, культуролог, проректор Народного университета русской культуры: «Яркий образ из моего детства: худенькая и очень смуглая красавица, которую все называли тетя Алла. Она жила неподалеку от нас и во времена тотального дефицита вязала  из шерсти изумительно изящные вещи для мамы и ее подруг. Позже романтическое восприятие цыганского мира рождалось через познание литературы, классической музыки и великолепие вокала цыганских певцов. И другой полюс: первый день  отдыха в лермонтовском Пятигорске, когда  местные женщины буквально вырвали меня из кольца  цыганок...»

Феномен полярности объясняет Aнжелика Ленсмент,  психолог, преподаватель ТТУ: «Данную полярность можно обнаружить у всех народов,если их уменьшить до размеров небольшого племени, а цыгане, если  кочуют, то  небольшими племенами.Противоречие,  о которомговорим мы, – это стереотип восприятия  оседлымиплеменами  «чужих»и непонятных кочевников. Справедливости ради надо отметить, что образы жизни общин действительно сильно отличаются, что только усиливает недоверие друг к другу.К тому же, если копнуть вглубь мировой истории, то вспоминается, что оседлые и большие кочевые народы часто выплескивали агрессию друг на друга посредством ужасных войн, в которых малые кочевые цыганские племена вроде бы не замечены. Вот и получается: ужасные жестокие войны для нас – историческое ничто, а  мелкое воровство или обман гадалки мы осуждаем, причем не без радости и удовольствия».

Какие вы, цыгане?

Выслушав версию психолога, корреспондент «ДД» решилпоговорить с кем-то из местных цыган и  узнать, как они относятся  к «нашествию», и вообще –  поговорить о жизни.  Но найти открытого собеседника оказалось крайне сложным. Единственную лично знакомую автору цыганку из Раквере найти не удалось. Посчастливилось побеседовать с певицей, исполнительницей русских романсов и цыганских песен Верой Орловской-Соколовой.

По словам певицы, в Эстонии кочевых цыган не осталось. А к «понаехавшим» она относится сочувственно: «Они приехали сюда зарабатывать,  вот и зарабатывали,  как могли. Главное, чтобы это не  была торговля наркотиками. Это страшное и пагубное дело цыгана не украшает. Все мои родственники – оседлые цыгане, – продолжает Орловская-Соколова. –  У моей родни в  Москве, в Туле и на Урале прекрасные дома,  все дети учатся.  Что касается профессий, то все занимаются своим любимым делом. Работают, имеют свой бизнес. А песенные  артистические традиции  в семье имеют глубокие корни: я храню как реликвию сценический костюм мамы, которая была солисткой цыганского ансамбля  Белгородской филармонии. Знаменитый актерский клан Бузылевых – наши родственники». 

Известно, чем живет цыганская община, и Наталье Китам, спикеру Круглого стола народностей Эстонии  и  руководителю проекта портала национальных меньшинств  www.etnoweb.ee: «Оседлые  цыгане в нашей стране являются традиционным меньшинством со своими заботами  и чаяниями. Не чужды они и общественной жизни. Мне известно o девяти зарегистрированных национально-культурных цыганских  организациях, а лично я знакома с руководителем одной из них (Põhja-Eesti Romade Ühing) Романом Луттом. Из личного общения с эстонцами знаю, как те гордятся и при случае упоминают о своем родстве с цыганами, объясняя этим свой темперамент и яркую внешность. Да и русские не исключение. Это говорит о том, что в народной памяти нет неприятия, нет свежего конфликта. Очень надеюсь, что последнее нашествие с полей Европы не изменит эту ситуацию».

А тем временем в Словакии

«В последнее время  цыганский вопрос  актуален для всей  Европы, когда-то принявшей изгнанников со своей этнической родины, – поясняет Татьяна Червова. – В условиях экономического кризиса, безработицы и недоверия населения, образ жизни общины складывается, как было в далеком прошлом. Как и когда-то, сейчас вновь происходит маргинализация цыган».

Одна из стран Евросоюза, в которой цыганский вопрос стоит очень остро, – это Словакия. В ней, согласно всеобщей переписи  2001 года, к цыганскому роду причисляли себя  89 тысяч человек. По подсчетам же социологов, их  там в пять раз больше – до полумиллиона. Взаимоотношения цыган и коренного населения в этой стране натянутые. Цыгане нарушают законы человеческого общежития, устраивая из коробок и ящиков временные поселения и разводя там антисанитарию.

«А когда правительство, желая приучить их к нормальной жизни, – рассказал «ДД» соучредитель словацкой туристической фирмы OstourОлджих Тимур, – строит для них современные дома, то в скором времени из домов исчезают кабины лифтов, водяные и отопительные трубы и радиаторы, которые  продают на металлолом. Оконные рамы и двери тоже идут на продажу, мусор и помои выбрасываются из окон на головы прохожих, как в средние века».

Цыганские  муниципальные поселения в Чехии  и Словакии выглядят, словно после бомбежки: пустые глазницы окон и дверных проемов и кучи мусора. Среди этого благолепия бегают абсолютно голые дети школьного возраста. «Словацкие цыгане не работают в принципе, – с горечью констатирует Олджих Тимур. – Они абсолютно неграмотны. А живут только за счет детских пособий, которые получают на своих многочисленных детей».

Люди плохи и хороши независимо от национальности

Автору хорошо известны люди, которые искренне и почти по-детски радуются, встретив бомжа-эстонца. Те же, кто хорошо знает нашу глубинку, не раз  видели в сельской местности давно не мытых, хотя и  совсем не цыганских детей. А как иногда неприятно пахнут модно и дорого одетые женщины славянской или  же нордической внешности? Очевидцы рассказывают о безукоризненной чистоте жилищ финских цыган. А Вера Орловская-Соколова вспоминает, как в ее детстве, прошедшем в городе Мичуринске,  полы в доме до блеска  надраивали мылом и содой,  привязав к ноге мочалку... «Нужно больше рассказывать о нашем народе, а то пресса показывает только плохое. А если о плохом говорится годами? Так и рождаются стереотипы», – сетует певица.

«У цыган красивая  широкая душа,  они придут на помощь в любой момент, – уверена Орловская-Соколова. –  Но у них нет социальной защищенности, и для того, чтобы выжить и накормить детей, некоторые преступают закон. Если говорить о  негативной стороне цыганской натуры, в частности, о склонности к криминальному поведению,  то  я считаю, что это не зависит от национальности. Просто у нас виднее,  у нас все ярче. Если бы это было  в моих силах, я бы помогла всем, кому плохо, и не только цыганам. Ведь и  добро, и зло попадают в кровь с молоком матери. Как ребенка  при рождении встретил мир, таковым он и будет. Если мама улыбается ему, когда кормит грудью, то  вырастает настоящий  хороший человек, независимо от его национальности».

Пугает непонятное

Как считает Наталья Китам, одна из самых больших проблем цыган – это их неграмотность: «При тысяче проживающих в Эстонии цыган, несмотря на все усилия Министерства образования и науки, в школу ходит 15 детей». А Министерство образования и науки разработало совместно с Северо-Эстонским цыганским обществом программу возвращения цыганских детей в школы, их интеграцию в систему эстонского образования, создание учебных пособий и специальных материалов помощи учителям. Но значительного результата пока нет.

В прошлом году вышел документальный фильм Вахура Лайапеа «Миссия цыган». Герой фильма –  цыган Георгий Виноградов, или, как его называют эстонцы, Георг Винор, пастор выруской церкви. Отец восьмерых  детей, человек трудной судьбы, он считает, что неписаный цыганский закон «не воруй, где живут другие цыгане» больше не действует. Георг уверен, что над цыганами повисло страшное проклятие. Как жить дальше, оставаться самими собой или измениться? А если измениться, то каким образом? Жизнь цыган остается самой непонятной для эстонского общества, говорят создатели фильма, а потому негативные стереотипы восприятия этого народа пока не изжиты.

С этим согласна Наталья Китам, которая обращается с наших страниц ко всем журналистам, пишущим на национальные темы: «Проблема цыган находится в тени, остается внутренним делом их и власти. СМИ интересуют другие меньшинства и другие темы, там проблемы горячее и политический интерес острее. Возник всплеск негатива, вот и появился интерес  к цыганам. Мне бы, наоборот, хотелось, чтобы  новостные поводы для статей о представителях национальных меньшинств были позитивными,  ведь и в отношении цыган в Эстонии они есть. Внимание прессы могло бы действительно помочь решить тот или иной вопрос, в кои-то веки сблизить нас, а не расколоть».

С этим утверждением невозможно не согласиться.

Справка «ДД»

«За время своего пребывания в Таллинне никто из приезжих цыган  не совершил никакого преступления, хотя  были проблемы с  приставанием к прохожим, попрошайничеством или торговлей из-под полы. Жалобы от населения имели место, но они носили общий характер. Полиция никогда не разделяет людей по их внешним характеристикам  или другим признакам, так как преступление совершает конкретный человек, и  оно никак не связано с так называемой «цыганской натурой». Случаев торговли наркотиками в Адмиралтейском бассейне замечено не было», – сообщил  пресс-секретарь Департамента полиции и погранохраны Михкель Лойде.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх