Бывший работник Русского театра обратился за помощью к Эвелин Ильвес

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Русский театр Эстонии.
Русский театр Эстонии. Фото: Tiina Kõrtsini / Õhtuleht

В редакцию DzD поступило письмо от Евгения Агу, бывшего осветителя в Русском театре, который, будучи возмущен сложившейся в нем обстановкой, решил обратиться к первой леди страны Эвелин Ильвес. По его словам, его жизнь была с детства связана с Русским театром, где работали и его родители, и он сам, поэтому происходящее он воспринимает весьма болезненно. На вопрос, почему за помощью он решил обратиться именно к Эвелин Ильвес, Агу ответил, что к представителям исполнительной власти обращаться практически бесполезно, а супруга президента обладает определенным влиянием. Публикуем его письмо, отправленное также, по его словам, в канцелярию президента.

Здравствуйте, госпожа Эвелин Ильвес!

Хочу просить вас, первую леди страны, защитить Русский театр Эстонии от разорения и произвола чиновников министерства культуры. Русский театр в Эстонии - это не просто театр, это флагман русской культуры Эстонии, предприятие, профессионально представляющее культурную жизнь национального меньшинства страны. Предприятие это превращено в предмет манипуляций, интриг и не всегда бескорыстных действий чиновников Министерства культуры. Людей, работающих в театре сейчас, или тех, кто там работал раньше, немного. Может быть тех, кто по-настоящему любит русский театр и сочувствует ему, еще меньше. Но нас всех объединяет одно: у нас у всех болит сердце.

Не мне рассказывать о деятельности последних директоров театра. Это дело Госконтроля. Меня интересует период времени после ухода Пауля Химма. Коллективу было объявлено, что будет проведен конкурс на место директора, а исполняющим обязанности назначается Светланы Янчик. Должность директора мало интересовала коллектив. Больше забот вызывала фигура художественного руководителя театра Натальи Лапиной. Напомню суть конфликта. Лапину назначили на должность пару лет назад. Принята она была коллективом театра с распростертыми объятьями. Все подумали, что вот теперь мы и начнем ставить интересные спектакли. Но вскоре выяснилось, что Лапина не в состоянии ни быть лидером коллектива, ни даже грамотно поставить спектакль. Лапина превратила профессиональный театр в ТЮЗ. Причем ТЮЗ очень низкого качества.

Возник конфликт. Актеры не хотели участвовать в самодеятельности, но поделать ничего не могли. Коллектив театра по закону имеет только одно право: подчиняться. Смерть актера театра послужила поводом к вынесению вотума недоверия Лапиной, и она написала заявление об уходе. После летнего перерыва исполняющая обязанности директора Янчик, несмотря на несогласие коллектива, взяла Лапину обратно. Это вызвало новый протест, но людей быстро поставили на место. У всех годовые контракты и потому человеком легко манипулировать и легко запугать. У всех семьи. Коллектив просто поставили перед фактом - Лапина будет. Коллектив пытался обращаться к министру и прочим чиновникам министерства культуры, но натыкался на отказ. Янчик говорила, что пусть будет хоть Лапина, когда все так неопределенно и еще не известно, кто будет следующим директором.

Все происходящее можно было бы списать на временные трудности, если бы не выяснилось вскоре, что конкурса на место директора не будет, и у Янчик в кармане уже лежит контракт. Вскоре выяснилось, что и сцена с уходом Лапиной была просто разыграна. Коллектив театра в очередной раз обманули. Теперь в театре набраны только что закончившие театральную школу молодые ребята из Петербурга. Причем они приняты на такие зарплаты, которых никто из старых актеров не получал, а многие из тех, кто подписал письмо против Лапиной, уволены.

Теперь о деле. В прошлом сезоне театр посетило около 13 тысяч человек. Это ставится в заслугу Лапиной. Существует ли альтернатива или театр переживает свой естественный закат? Как профессиональный маркетолог и управленец могу сказать одно: будь я директором, без хлопот увеличу цифру посещаемости минимум в пять раз! Это не пустые слова. Могу объяснить, как это возможно. Более того, возможно сделать так, что о Русском театре Эстонии будут писать как о явлении в новой экономической формации.

Писать будут и о непременно высоком качестве постановок и о безупречной игре актеров. Более того, первый спектакль, который мы могли бы поставить, наделал бы много шума. И не только в Эстонии. О русском театре Эстонии писали бы и в Латвии и в Литве, Швеции и Финляндии. Более того, часть труппы могла бы с успехом гастролировать в Европе и представлять там культуру русских Эстонии.  Я могу сделать так, что около театра будут стоять люди и стрелять билетики. И для этого мне ничего не нужно, кроме старого и проверенного коллектива и честного и прозрачного конкурса на место директора театра.

Нужна ли такая альтернатива Министерству культуры? Однозначно – НЕТ! По закону у коллектива театра нет вообще никаких прав. Коллектив ничего не решает. Все, что касается русского театра и русской культуры, решает, как выяснилось, один чиновник министерства культуры – Тыну Ленсмент. Когда я сообщил этому чиновнику радостную новость о том, что русский театр может развиваться как-то иначе и иметь успех, чиновник ответил мне, что Янчик есть и будет есть, а Лапина - прекрасный режиссер.

Зачем Ленсменту и Министерству культуры в его лице нужны такие люди как Янчик и Лапина? Зачем эти откровенно некомпетентные люди назначены управлять русским театром в Эстонии? Ответ очень прост. Речь идет о рейдерском захвате русского театра. Приказать очистить театр министерство в лице Лендсмента не может. Боится. Что делать? Схема очень проста. Назначьте дилетантов руководить - и предприятие само развалится. Мы проходили это в 90-х. Затем приходит Ленсмент, констатирует смерть и занимает театр. Янчик с Лапиной тоже «идут на…». Дело сделано. Хочу сказать одно: Русский театр в Эстонии - это не выездная площадка для ленинградского тюза. Русский театр - это не платформа для «Золотой маски». Для этого есть масса других площадок. Русский театр в Эстонии - это самостоятельный бренд. Бренд русских Эстонии.  

Госпожа Эвелин Ильвес, я прошу вас стать гарантом проведения в Русском театре прозрачного и независимого от Министерства культуры конкурса на место директора театра. Если вы откажете, за театр некому будет заступиться. Коллектив театра запуган и боится даже слово сказать. Закон на стороне чиновников. Чиновники или равнодушны или неоткровенно враждебны. Министр культуры говорит «разбирайтесь сами», но по закону коллектив не имеет никаких прав. Как коллектив может повлиять на свою судьбу? По закону – никак. Поэтому предложение министра выглядит насмешкой.  Если вы не поможете коллективу театра самостоятельно выбрать себе руководителя, Русский театр уничтожат.

С уважением,

возможный кандидат на возможный конкурс,

гражданин Эстонской республики

Наверх