К началу учебного года готовятся не только гимназии. Теоретики озабочены эффективностью профессионального образования, а практики – возможностью применить знания на производстве.
Эстонские студенты – для Сколково и «Эриксона»
Цифра 6000 преследует общественность с завидным постоянством. Недавно была озвучена назревающая нехватка 6500 специалистов по IT-технологиям, теперь подсчитали, что в ближайшие десять лет энергетике потребуется 6100 новых работников. К такому выводу после совместной работы пришли Центр политических исследований Praxis и Центр прикладных социально-научных исследований Тартуского университета RAKE.
Кого нам не хватит
Все достаточно просто. Именно 6100 человек, занятых в энергетической сфере, через десять лет уйдут на заслуженный отдых. Значит, сегодня почти треть занятых в энергетике работников (а именно такую долю из общего числа составляют пресловутые 6100) находятся в возрасте старше 50 лет. Дальше – больше: в результате проделанной работы выяснилось, что если госзаказ не изменится, то энергетический сектор через десять лет недополучит 1000 специалистов с высшим образованием.
Один из соавторов исследования, профессор Тартуского университета Рауль Эаметс отмечает, что новых работников с высшим образованием прежде всего не хватает на таких специальностях, как добыча и обогащение полезных ископаемых. Ожидается нехватка рабочей силы и в области электроники, автоматики, электротехники, энергетики и механики.
Неожиданные выводы
Ученые провели серьезные исследования и пришли к выводу, что необходимо не только продолжать повышать престиж инженеров-энергетиков, но и не покладая рук трудоустраивать выпускников. Прогнозируются также дефицит специалистов с высшим образованием и переизбыток выпускников профтехучилищ.
Какие-то странные процессы идут в нашем обществе, честное слово: то рабочих не хватает, то вдруг прогнозируется их переизбыток! Вспомним злополучных сварщиков: требуются везде, но свежих выпускников технических школ на работу не берут, поскольку у них нет опыта. А опыта не набраться, поскольку на работу не берут.
Неужели грядет новая реформа?
«ДД» заинтересовался подробностями исследования и попросил профессора Эаметса ответить на несколько вопросов специально для нашего издания.
«Прежде всего договоримся о терминах, – начал Рауль Эаметс. – Существует официальное разделение образовательной системы на ступени. Так, образование III ступени включает в себя оба высших образования: как прикладное, так и академическое. По нашим прогнозам, в будущем будут больше востребованы выпускники прикладных вузов».
– В своем исследовании вы предложили присваивать выпускникам профессиональных школ квалификацию, соответствующую высшему образованию. Как это соотносится с уровнем учащихся профтехшкол, куда обычно приходят те выпускники основной школы, которым не под силу или у которых нет желания учиться в вузе или прикладном вузе?
– Это предполагает большую подготовительную работу, за которой вполне может последовать изменение учебных ступеней. Сейчас из выпускников основной школы 35% идут в профессиональную, а 65% – в среднюю школу. Профшкола сегодня – это удел тех, кого не хотят видеть в гимназии. Это ненормально. Сегодня профтехобразование – тупиковый путь, потому что только 10% выпускников ПТУ получают высшее образование. Это в самом деле очень мало.
Если поднять уровень обучения в профтехшколах и повысить им квалификационную ступень, то можно сделать так, что некоторые предметы, изучаемые на первом курсе в вузах, будут уже пройдены в профшколе и зачтутся как сданные студенту, который пришел в вуз после профшколы. Тогда переход от профессионального образования к прикладному высшему был бы менее болезненным. У этой проблемы глубокие корни, и начинать ее решать нужно уже в основной школе, чтобы сделать математику и другие реальные предметы более привлекательными для детей и легко усвояемыми.
– Как вы считаете, обратит ли Министерство образования внимание на ваше исследование и изменит ли что-либо в системе?
– По крайней мере представитель министерства очень удивился, узнав, что в будущем нас ждет «перепроизводство» выпускников профтехшкол. Я очень надеюсь, что будут сделаны какие-то выводы. Дело ученых – поднимать проблему и предлагать возможные пути ее решения. Конкретные действия должны предпринимать политики и чиновники. Во-вторых, надеюсь, что итоги наших исследований станут достоянием учебных заведений, потому что у нас много предложений по организации производственной практики и другой совместной работы с предприятиями.
Центр инновации и предпринимательства объединяет
Тема взаимодействия вуза и производства не просто актуальна. Она жизненно необходима и для вуза, и для экономики, и, конечно же, для студентов и молодых специалистов. Не зря об этом говорят который год на различных конференциях. Но конференции конференциями, а в Таллиннском техническом университете перешли к практике и реорганизовали Центр инноваций и предпринимательства. Рассказывает руководитель проектов центра, доктор технических наук, Елена Фомина:
«Наша цель – привлечь предприятия к работе с университетом, активизировать совместную деятельность, сделать ее максимально эффективной для предприятий как на местном рынке, так и на международном уровне».
Например, недавно в ТТУ обратилось российское предприятие, которое участвует в разработках научного центра Сколково. Получив там грант на исследовательскую деятельность, они предложили сотрудничество эстонским ученым. Предложением россиян заинтересовался университет и Институт химии и биологической физики.
«Мы заключаем договоры с предприятиями о совместной деятельности, – Елена Фомина подчеркивает особую значимость этого направления для ТТУ. – Например, готовится к подписанию договор с компаниями Ericsson и ABB, которые заинтересованы в совместной деятельности по целому ряду различных направлений: от обучения персонала, прохождения студентами производственной практики до совместного участия в различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках. Так что современный университет – это не только обучение, академическая наука и культура. Это эффективное предпринимательство и международное сотрудничество».