«Что важно для человека в жизни? Найти свое место. Причем в разных контекстах – в семье, в коллективе, в жизни рода, страны», – считает Владимир Николаевич Инжир, преподаватель психологии Харьковского педагогического университета, обучающий тренер Украинского союза психотерапевтов, психолог и психотерапевт со стажем практики более 17 лет. Недавно он впервые побывал в Эстонии, дав семинар по новому методу групповой психотерапии – системным расстановкам.
Когда душа не на месте
Психологические консультации не в чести у нашего населения. «Наша ментальность такова, что мы ценим то, что можно потрогать. Сапоги, машина, дом – ценности, а здоровье и счастье должны прилагаться «по определению. И вроде, почему я должен за них кому-то платить? – объясняет Владимир. – Но жизнь идет, а ощущение счастья и полноты жизни так и не приходит. Истина проста: мы за все так или иначе платим. Чаще всего – годами мучительных размышлений, что, может быть, все сложилось бы по-иному, если бы... Так не дешевле ли заплатить за совет специалиста?»
Уроки крошки Енотика
Владимир Инжир – мощная и многогранная личность. Психолог, психотерапевт, кинезиолог, мастер-учитель практики усуи рейки риохо. Его ученики живут в самых разных странах мира – не только на Украине, в России, но и в Японии, Индии, Израиле, в Европе и Америке, Великобритании и ОАЭ. Наблюдать и размышлять о жизни он начал очень давно.
«Когда я двадцатилетним пацаном вернулся из Афганистана, то наблюдал за мирными людьми и думал, что, наверное, у меня “с головой что-то”: все как роботы ходят, останавливаются друг против друга, каждый о своем говорит, никто никого не слышит, никто никого не понимает. Это был шок». Да и теперь его поражает, что люди живут вроде как на черновик и думают, что потом будут жить по-настоящему. Будто играют в компьютерную игру, где у каждого много жизней.
«Порой даже слово “живут” не совсем верное, – говорит он. – Жизнью люди подчас называют то, что с ними происходит. Это странное, практически средневековое, ожидание чуда, которое должно преобразить действительность. При работе с психологом у человека спадает пелена с глаз, и он начинает сознательно строить свою жизнь. Причем у нас как-то принято бороться, преодолевать. Но все, что нужно преодолевать, находится в нашей голове. Помните, был такой гениальный мультик про крошку Енотика, который бегал с дубиной к своему отражению в воде? Вот в этом и заключена вся философия жизни: мы ведем себя так же по-идиотски. Мы полны самых разнообразных страхов, которые не дают возможности жить просто и легко. А попробуй улыбнись жизни – и она ответит тебе тем же».
Берт Хеллингер: примиривший противоречия
«Однажды я рассказал одному коллеге о своих, как мне казалось, интересных мыслях, – вспоминает Инжир. – А он мне: “Володя, не парься! До тебя это уже открыто” и посоветовал прочитать книгу известного немецкого психотерапевта Берта Хеллингера, которая как раз вышла на русском языке. Я ее купил и был в диком восторге, потому что нашел в ней ответы на те вопросы, которыми тогда задавался. В течение восьми лет я учился у Хеллингера и его учеников и по сегодняшний день нахожусь в этом поле. Однако работаю я по-своему», – утверждает Владимир.
Кто же такой Берт Хеллингер? Большую часть жизни он был глубоко верующим католиком. Во времена фашизма стал членом нелегальной организации и попал под подозрение. От преследований его спас призыв в армию. В 17 лет юноша, мечтавший стать миссионером, пошел на фронт. Он попал в плен, был в лагере для военнопленных. Бежал. По возвращении домой окончил университет, принял послушничество и, став священником, отправился в Южную Африку просвещать зулусов. Там же работали и представители других конфессий.
Общение с представителями разных культур раздвинуло рамки его понимания духовности, научило смотреть на ценности любой культуры как на что-то относительное. После 25 лет священничества он сложил с себя сан, женился и занялся психоанализом. Затем исследовал опыт других психологических школ и постепенно создал свой собственный метод. «Берт – поистине великий человек! – говорит о нем Инжир. – Он изменяет жизни сотен тысяч людей по всему миру, приносит в их семьи мир, примиряя ранее непримиримые стороны конфликтов, в том числе и между народами. Недаром кандидатуру Берта Хеллингера на присвоение Нобелевской премии мира в 2011 году поддержали известные ученые, видные политические деятели, руководители правительств и государств по всему миру».
Системные расстановки – как это бывает?
Системные расстановки – очень популярный метод психотерапии. Он позволяет решить проблему клиента за два-три сеанса. Ведь это во времена Фрейда можно было годами ходить на сеансы психоанализа: тогда у людей было на это время. Внешне метод системных расстановок прост. Это групповая терапия, проходящая под руководством ведущего – терапевта, получившего специальную подготовку. Заказавший расстановку клиент очень коротко озвучивает проблему. Затем выбирает из числа присутствующих заместителей на «роли» себя и значимых для него людей, задействованных в проблеме.
«Заместители» занимают в помещении произвольное положение и некоторое время ничего не происходит. Но постепенно у «заместителей» возникают достаточно четкие ощущения, связанные с чувствами, поступками и отношениями тех людей, которых они воплощают. Ничего не говоря, они начинают перемещаться в пространстве, выражая таким образом чувства и отношения между клиентом и значимыми для него людьми. Факты жизни клиента и его окружения могут быть рассказаны задействованным в расстановке людям лишь в общих чертах. А могут быть и вовсе неизвестны. Все это не мешает заместителям интуитивно чувствовать, эмоционально переживать и воссоздавать коллизии из жизни и судьбы клиента, его родных и близких.
Считается, что заместитель не должен иметь собственных мнений и суждений о людях и событиях, воссоздаваемых в расстановке. Идеальный заместитель внутренне «пуст». По ходу расстановки ведущий может добавлять или убирать действующих лиц, просить их встать, лечь, склониться в поклоне или опуститься на колени, обнять друг друга, произнести определенные фразы. Это удивительно, но даже у наблюдающих расстановку со стороны возникает настолько сильное сопереживание чужой боли, что слезы наворачиваются на глаза, а ведущий рекомендует: «Дышите! Выдыхайте боль!»
Чти отца своего...
Почему такие расстановки называют «системными»? Все мы живем внутри определенных систем, то есть групп людей, объединенных чем-либо. Уже давно социологи и психологи отмечают взаимосвязи между отдельными членами группы и системой в целом. Метод расстановки позволяет использовать закономерности систем для выявления и решения проблем конкретной личности в рамках системы. Семья, род – своего рода система.
Проблемы и страдания, по Хеллингеру, начинаются там, где оказывается прерванным движение любви. Так происходит, когда дети не получают достаточно любви от родителей. Однако человеческий род жив любовью, идущей от родителей к детям, возвращаемой детьми родителям в качестве благодарности и передаваемой взрослыми людьми, в свою очередь, их детям. Человек может быть в ладу с собой, только если он принял своих родителей. Тот, кто отвергает одного из родителей или внутренне ставит себя выше, тот чувствует раскол и пустоту и отрезает себя от жизни. Тогда приходит депрессия, неудача, болезнь, пьянство, наркомания, кто-то стремится к риску, мало ценя свою жизнь; кто-то не может создать свою семью. Кто принимает родителей и воздает им должное, полагается на них и дает им место в своем сердце, тот обретает целостность и душевный покой.
Процесс расстановки позволяет освободиться от чувства вины, простить обиды, принять свою судьбу, открыть заблокированные источники любви и силы, сделать отношения более гармоничными и безболезненно преодолеть кризисные периоды.
Когда стоит обратиться к методу системных расстановок
- неустроенные женско-мужские отношения, в том числе супружеские отношения и невозможность расставания «по-хорошему» с предыдущим партнёром,
- тяжелые взаимоотношения, в которых нет мира, происходит тяжелая борьба, конфликты, ощущение себя жертвой, боязнь сделать что-то плохое,
- бесплодие/бездетность,
- тяжелые заболевания и психосоматика,
- болезни и отклоняющееся от нормы поведение детей,
- проблемы с родителями, детьми,
- психологические травмы и несчастные случаи,
- проблемы близости/дистанции, страхи, фобии,
- чувства безнадежности, пессимизма, депрессии, необъяснимые с точки зрения реальной жизни,
- неспособность радоваться и получать удовольствие от жизни,
- человек не знает и не может найти свое место в жизни, чувствует себя «не в своей тарелке»