Страховые фирмы предупреждают: если спасатели не прибыли на место возгорания в течение десяти минут, дом уже не спасти. Но правительство почему-то думает иначе.
Днем с огнем
Дискуссия вокруг повышения-неповышения зарплаты спасателям завершилась ничем. МВД, ведшее переговоры с профсоюзом государственных и муниципальных служащих ROTAL, популярно объяснило, что лишних денег нет. Дырявая казна вновь породила разговоры о закрытии пожарных команд и сокращении сотрудников, а жители страны, которых призывают проявлять активность и учиться тушить пожары самостоятельно, поняли, что часть населенных пунктов останется вообще без спасателей. Это, кстати, не отрицает и МВД.
Все, что нажито непосильным трудом
Очевидно, что курс, взятый на составление консервативного, как это называют чиновники, бюджета, будет продолжен. В этом году дополнительное финансирование получит только Министерство обороны, которое, хочешь не хочешь, а должно выполнять взятые перед НАТО обязательства, остальным предложено думать. Думать предстоит не только руководителям жизненно важных учреждений, но и простому населению, поскольку от возможности пожарных вовремя и в нужном составе прибыть на место возгорания зависит сохранность нашего имущества и жизней.
О том же должны думать и страховые общества. С одной стороны, люди начинают все с большим интересом поглядывать в сторону страховщиков, поскольку понимают: случись что (а условия для этого создаются с завидным упорством), приобрести новый дом будет просто не на что. Значит, страховой бизнес будет процветать. С другой, страховые фирмы напрягаются: за пределами городов речь чаще идет о частных домах, покрытие ущерба обходится дороже, а отсутствие в населенном пункте своих пожарных может привести к тому, что страховые выплаты побьют все рекорды и добьют предприятие.
«ДД» попытался выяснить, как уменьшение количества спасательных команд влияет на увеличение платы по страховке и как сами страховщики относятся к сложившейся в стране ситуации. У кого, как ни у них, должен быть самый объективный взгляд на ситуацию, поскольку именно здесь проводят серьезный анализ возможных факторов риска.
Приедут, но будет поздно
Директор фирмы по страхованию Salva Урмас Кивирюйт объяснил: «Мы как страховое общество предпочитаем сохранение спасательной службы по всей Эстонии, однако одно только наличие пожарной команды в населенном пункте никогда не убережет от пожара. Важно другое: насколько быстро команда может прибыть на место, ведь, как показывает практика, в условиях, когда спасатели не прибыли на место через десять минут после получения сигнала о возгорании и не начали тушение, то для здания уже нет разницы, приедут они через 15 или 25 минут. С большой долей вероятности в таком случае строение будет на сто процентов уничтожено».
Его коллега, руководитель филиала BTA Kindlustus Олави Лайдо привел еще более точные данные: «Длящийся более 30 минут пожар охватывает здание открытым пламенем, и тут уже первой необходимостью становится спасение людей и предотвращение распространения огня. Нам же при подобном сценарии остается только подсчитывать объемы ущерба».
Лайдо взял за основу расположение спасательной команды на расстоянии в 20-25 километров и пришел к выводу, что спасателям нужно не менее 37 минут, чтобы добраться до места возгорания. «Время, которое затрачивается на организацию спасательных работ, можно подсчитать так: обнаружение (к примеру, дымовой датчик) – 1 минута; передача сообщения – 2-5 минут; реакция Центра тревоги – 1-3 минуты; выезд – 2-4 минуты; путь – 5-25 минут; развертывание операции на месте – 3-6 минут. И получается, что большая часть времени уходит на дорогу», – пояснил представитель страхового общества.
Вас могут и не застраховать
Практически все страховые компании отметили, что сегодня наличие или отсутствие пожарной команды рядом со страхуемым объектом на цену страховки не влияет. В этом нас уверили и Лайдо, и Кивирюйт, и Тамбет Аси, представитель компании IF Kindlustus, и Свен Фрейберг, директор по страхованию Ergo Kindlustuse AS.
Между тем Фрейберг добавил, что это правило действует в случае с частными лицами. Проблема может возникнуть с предприятиями, которым нужно четко оценивать опасность производства, а также расстояние, на котором находится ближайшая спасательная команда: «От этого зависит, сможем ли мы застраховать данное строение (склад, производственное помещение и так далее) или нет». Кроме того, уже давно серьезной проблемой стали дома, расположенные на небольших островах, где спасательных служб не просто нет, а им туда даже не добраться.
Страховщики очень надеются на здравый смысл государства. Но раз уж ситуация складывается так, как складывается, то людям стоит серьезно задуматься, из чего строить дом, на каком расстоянии располагать одно строение от другого.
Добровольцы могли бы и подсобить
Между тем МВД все активнее предлагает решать возникающие проблемы через создание мощного движения добровольцев, приводя в пример страны, до которых нам, к сожалению, еще топать и топать.
Пресс-секретарь МВД Валерия Егисман объяснила, что в Эстонии достаточно много спасательных команд, однако не все они имеют право заниматься спасением человеческих жизней – чтобы бригада имела право войти в горящее здание, в ней, по правилам, должно быть минимум три-четыре профессиональных спасателя. Кроме того, в некоторых тихих уголках спасатели сидят почти без дела. Именно поэтому министерство считает, что команды нужно сливать, что позволит собрать под одной крышей наиболее подготовленных профессионалов. Понятно, что такое перемещение обязательно оставит без своей команды некоторые регионы. Вот тут-то, по мнению МВД, и могли бы подсобить добровольцы, которых государство готово обучить, оснастить и снабдить профессиональным советом за свой счет.
Между тем министерство отмечает, что добровольцы не могут полностью заменить профессионалов. «Вклад профессионалов, работающих в подконтрольных МВД учреждениях, во внутреннюю защиту и безопасность основополагающий: профессиональные спасатели и полицейские есть и останутся. Цель же использования добровольцев заключается в том, чтобы найти партнеров для государства, прежде всего в отдаленных регионах», – подчеркнула Егисман.
А их все меньше и меньше
А теперь посмотрим данные кадровой статистики, предоставленной «ДД» Министерством внутренних дел. Напомним, что до 2006 года полиция и спасательная служба проводили многочисленные акции по привлечению в свои ряды новых работников. Это было необходимо, поскольку все понимали: безопасности мало не бывает, старые сотрудники рано или поздно уйдут, нужна смена, желательно хорошо обученная.
В конце 2006 года СМИ впервые вышли с сенсационными заголовками о том, что ряды полиции настолько сократились (тогда еще по собственному желанию), что уже поставлен своеобразный рекорд по малочисленности. В 2007 году стражей порядка в стране оставалось 4470 человек, а спасателей – 2652. Прошла «бронзовая» ночь, грянул кризис. Финансирование начало усыхать, проекты по вербовке практически свернули, а после объединения департаментов полиции, погранохраны и гражданства и миграции численность силовиков сократилась сразу на 566 человек.
По состоянию на последние восемь месяцев этого года в Департаменте полиции и погранохраны оставался 5881 сотрудник. То есть всего за год потерян еще 51 человек. Спасателей на сегодняшний день осталось 2525 (вместе с руководством и административными работниками). Всего же полиция, погранслужба, ДГМ и спасатели за четыре года потеряли почти 1000 человек. Куда мы в итоге придем, конечно, покажет время. Но пока что ни планы, ни цифры оптимизма не внушают.