Россия переняла у Эстонии опыт системы электронного государства и запускает первый этап соответствующей программы уже с 1 октября.
Россияне захватили эстонское правительство
Более года продолжалось сотрудничество между Академией e-Governance, Минэкономики с нашей стороны и Минэкономики, Министерства коммуникации и связи и Совета Федерации (сената, верхней палаты Госдумы) с российской. Теперь первая стадия проекта будет, наконец, запущена.
Здесь будет э-город заложен
Сенатор Совета Федерации России от Челябинской области 34-летний Руслан Гаттаров лично приехал в Таллинн на проходившую на этой неделе Международную конференцию по электронному управлению – ICEGOV.
«Комиссию по вопросам электронного правительств мы создали после того, как я побывал в мае в Эстонии, сейчас я являюсь одним из тех, кто продвигает ваш опыт в Москве, – рассказал он «ДД». – У нас большое государство, но специфика его такова, что оно строго централизовано, все преобразования исходят от Москвы. Государственные э-услуги нужны нам всем. И премьер, и президент считают, что это изменит лицо государства».
На вопрос корреспондента «ДД», правильное ли складывается впечатление, что цель – сделать управление государством более прозрачным, Гаттаров ответил: «Целью является сделать общение гражданина с государством более комфортным. Реформу административного управления в России можно провести, только внедряя инфотехнологии электронного правительства. Реформа идет по трем направлениям: электронное правительство, парламент и правосудие. С чего все начнется? С 1 октября все федеральные ведомства будут обмениваться справками уже в электронном виде, то есть человеку нужно будет только предъявить паспорт или права. Будет работать большая база – системное ведомство электронных документов».
Россия такая разная
С 1 июля 2012 года начнется второй этап внедрения э-государства, к которому подключатся региональные ведомства. «Но, подчеркну, – продолжает Гаттаров, – страна у нас большая и очень разная. Есть регионы богатые – Москва, Петербург, нефтяные регионы, есть бедные. Безусловно, у некоторых регионов нет возможности развивать свой сегмент системы, и сейчас мы рассматриваем вопрос о том, чтобы выделить им соответствующее финансирование на федеральном уровне. Пока решение не принято, но не может быть государство в Тамбове одно, а в Москве другое».
От вопроса о стоимости хотя бы первой части проекта Гаттаров уклоняется: «Очень много в этой сумме нулей. Сделан только первый шаг, и он дался непросто. Когда мы только начинали, не было готовых решений. В нашей стране есть своя специфика: решающее значение имеет, какая именно команда делает проект, кто ее локомотив. Для того чтобы сдвинуть с места такую махину, как наше Министерство экономики, потребовалась масса усилий. Поэтому чрезвычайно важно, что нам удалось в конце концов начать.
Минэк и Минкомсвязь – огромные организации. Каждое ведомство – это своя вертикаль, с большим аппаратом, полномочиями и бюджетом, у каждого своя стратегия, и заставить их двигаться в одном направлении довольно сложно. Нашим тараном был вице-премьер Вячеслав Володин, который железной рукой продавливал эти решения.
Каждую неделю мы собираемся на правительственной комиссии и требуем строгого отчета. Жесткие методы подействовали, и с 1 октября система начнет работать, не без накладок, конечно, но думаю, мы справимся. Что касается электронного голосования, то до этих выборов мы не успеем, но к следующим планируем попробовать, создадим соответствующую инфраструктуру. Если люди поймут, что электронное правительство – это удобно, то появится доверие и к электронному голосованию. А пока нам никто не поверит: скажут, что мы все результаты сфальсифицировали».
Эстонский бизнес – это надежно
«Москва всерьез подумывает перенять некоторые уроки Эстонии. Наш опыт очень подошел России, несмотря на разницу в размерах государств. И комар может чему-то научить слона, как выясняется, – смеется директор Академии e-Governance Ивар Талло. – Меня радует, что в Москве оценили простоту и функциональность нашей системы, это доказывает, что в сфере IT Эстония сильна. Россия долгое время с подозрением смотрела на Эстонию, но уже года полтора чиновники общаются на высшем уровне, и эстонские компании в России работают успешно.
Времена меняются. В Европе, да и в России чувствуют, что не только знание важно, но и обмен опытом: если Эстонии смогла, то и мы сможем. Наши взаимоотношения с Россией то теплеют, то холодеют, но разумный подход один – с соседями надо дружить, раз мы никуда друг от друга не переедем. Еще когда Медведев был вице-премьером, он этой темой интересовался, теперь, я так понимаю, он снова войдет в правительство, так что думаю, проект не заглохнет. Провинция не меньше Москвы заинтересована в этом.
К нам в Академию приезжали делегации из разных областей РФ, и мы общались в формальной и неформальной обстановке с губернаторами. Они рассказывали интересные вещи. Например, в Тюмени работают эстонские компании. „Элион“ (теперь уже шведский – В.М.), например. Парадокс, но в России люди не очень доверяют местным компаниям, опасаются, что они могут что-то не так сделать... Так что не исключено, что деловое сотрудничество с Россией в области инфотехнологий будет только расширяться».