/nginx/o/2011/10/03/776946t1ha829.jpg)
Требуется креативно мыслящий менеджер-организатор высокой квалификации. Профильное образование – обязательно, владение языками – очень желательно. Художественные способности и навыки игры на музыкальных инструментах приветствуются. Сфера деятельности – работа с клиентурой с особыми потребностями.
Если вы устойчивы к стрессам, гибки в обучении, не чураетесь бумажной работы, владеете дипломатическими навыками, скромны, но самодостаточны, умеете организовывать деятельность склонных к непредсказуемому поведению клиентов и душой болеете за свое дело, это вакансия для вас. Со своей стороны предлагаем зарплату чуть выше минимальной по стране и душевный коллектив.
И мореплаватель, и плотник
Коллега в фейсбуке развернул дискуссию на тему «В нашем детском садике (к слову, эстонском – прим. В.М.) с июля не могут найти воспитательницу и нянечку, представляете, а на дворе-то сентябрь». И далее развивает мысль, что не понимает, почему у нас столько безработных: нет чтоб не сидеть на пособии, а соглашаться на маленькую, но честно заработанную зарплату. Ну, допустим, воспитателю полагается быть с педагогическим образованием. А уж нянечкой-то, нянечкой, точно сможет любой – эка невидаль, кашу подавать да майки в штаны заправлять.
В другом садике, русском, долго искали воспитательницу-эстонку в экспериментальную интеграционную группу для русских детей. Но нашли ее отнюдь не благодаря тому, что не перевелись еще энтузиасты. Администрация этого садика не стала ждать у моря погоды, а написала проект в Фонд интеграции и получила небольшой грант. Теперь садик может из него доплачивать почтенной даме за то, что она будет погружать трехлетних русских детей в глубины государственного языка.
Не спешат специалисты, а в особенности свежеиспеченные, штурмовать двери дошкольных учебных заведений. Разъезжаются они потихоньку по Британиям, Ирландиям и Финляндиям, поскольку молоды и энергичны, а одним энтузиазмом сыт не будешь: хочется посредством полученного педобразования на свой угол заработать и на айпад в придачу. Последний оплот отечественной педагогики – старая гвардия. На ней пока еще держится вся система образования – начиная с той, что опекает розовощеких младенцев, и заканчивая наставниками косматых студентов.
Будни сельской школы
Девять лет назад мне довелось поработать на подмене и познакомиться с особенностями сельской школы. Это было в те времена, когда о переводе обучения на эстонский язык еще особо не заикались. Школа была основная, эстонско-русская, чистая и красивая, блестела свеженьким ремонтом, столовая – передовая. Работали в школе 14 учительниц, подавляющее большинство из них – местные жительницы предпенсионного возраста. Приняли меня очень душевно.
В двух русских классах, седьмом и девятом (пять и три человека соответственно), урок русского языка шел одновременно, на одной половине доски седьмой тонул в сложносочиненных предложениях, девятый тем временем прилежно готовился к госэкзамену. Директор школы очень радовалась за меня, потому что ставка младшего учителя только что повысилась до 6240 крон (нагрузка моя оценивалась в 0,3 ставки, из которых 26 крон в день уходило на маршрутку до поселка и обратно).
Русскими классами занимались три учительницы, одна из которых преподавала физкультуру, другая – математику и еще некоторое количество разнообразных предметов. Один из девятиклассников жил на хуторе в соседнем поселке, до автобусной остановки ему нужно было пройти пару километров. И в те дни, когда он опаздывал на автобус, от школьной маеты оказывался свободен, потому как следующий рейс был только в двенадцать дня. Забегая вперед, скажу, что экзамен он завалил, пересдачу тоже, натянуть баллы в написанной им работе оказалось совершенно невозможно. Другой мальчик получил минимальный проходной балл и вместе с родителями радовался, что теперь сможет поехать в Таллинн поступать в профтех.
На следующий год в этой школе русских классов уже не было: дети кончились. Двое моих семиклассников пошли в эстонский класс, остальные рассеялись по другим школам. То, что начиналось девять лет назад на селе, сегодня успешно переезжает в города.
Однако сегодняшняя нехватка мест в садиках говорит о том, новые дети подрастают, первоклашки бьются за места в лучших школах, а вот новых педагогов не наблюдается. Учителя молодые, инициативные, у которых глаз горит и дело спорится, на 500 евро грязными начальной ставки в школу не придут. И на 700 не придут. А хотя бы тысячу кто готов платить учителям своих детей сегодня? И не избирательно, а любому из предметников? Про ставки в детских садах уж и сказать нечего.
И можно сколь угодно долго увещевать студентов педагогических факультетов преисполниться миссией – даже подъемные их не соблазняют. Креативно мыслящий менеджер-организатор высокой квалификации, не обремененный государственным распределением, найдет себе местечко потеплее.