Развитие русского музея Эстонии, существующего в двух ипостасях – некоммерческого объединения MTÜ Vene Muuseum и городского фонда SA Tallinna Vene Muuseum, зашло в тупик. Причины этого – межпартийная борьба и неумение руководства музея привлекать в работе энтузиастов, пишет еженедельник «День за Днем».
Будущее Русского музея под угрозой из-за межпартийной борьбы
В 2006 году рижская газета «Час» опубликовала большое интервью с Хейго Сахком, который был директором музея. В нем говорилось, что открытие всего комплекса намечено на 2011 год, когда к Таллинну перейдет звание культурной столицы Европы. К 2011-му году здание музея в бывшей школе на улице Койдулы в Кадриорге окончательно обветшало, а летом одно из помещений выгорело в результате пожара. На реставрацию здания требовалось 40 млн крон, из них 35 миллионов предполагалось получить от Евросоюза. Правящая в Таллинне Центристская партия винит в пассивности руководителя обоих музейных организаций социал-демократа Сергея Иванова.
По словам председателя, а ныне члена совета фонда, депутата Рийгикогу от Центристской партии Яны Тоом, созданный год назад фонд получил из бюджета 2010 года 300 тысяч, а в 2011 году – полтора миллиона крон. Сумма заработной платы новоявленного директора фонда Сергея Иванова, уточняет Тоом, сопоставима с заработной платой директора Таллиннского городского музея, имеющего восемь филиалов. «В период с 2007 по 2008 год только столичные власти выделили на поддержку деятельности MTÜ Vene muuseum без малого три миллиона крон. Столько же было получено музеем в 2001-2006 годах. Вероятно, директор музея сумел получить не меньшие субсидии и от государства. Однако ни внешний вид здания музея, ни история его деятельности не позволяют заподозрить эту организацию в получении сколько-нибудь серьезного финансирования», - говорит Тоом.
Город утверждает, что со своей стороны выполнил все требования, зафиксированные в договоре с MTÜ Vene muuseum.
Создатель музей Сергей Иванов говорит, что в период с 2005 по 2009 год Центристская партия, чьи представители сегодня доминируют в совете SA Tallinna Vene Muuseum, никак не могла решить вопрос о статусе музея. «Интерес к Русскому музею у центристов появился благодаря решительной позиции, занятой социал-демократами в городском собрании. Им удалось заставить партию большинства основать фонд «Таллиннский русский музей» решением горсобрания от 26 августа 2010 года. Я был назначен членом правления фонда, чтобы гарантировать преемственность», - вспоминает он.
По словам Сергея Иванова, «Возвращение центристской монополии стало настоящим несчастьем для фонда ».
«На первом же собрании фонда 11 ноября 2010 года я поднял проблему, которая требовала срочного решения: вопрос консервации и сохранения здания музея на улице Койдула. Ответом мне было полное безразличие со стороны председателя совета фонда Яны Тоом. Так здание в Кадриорге на всю зиму осталось без присмотра, что способствовало его дальнейшему разрушению. А у фонда в течение полугода, до марта 2011-го, не было даже собственных рабочих помещений!», - говорит Иванов.
MTÜ Vene Мuuseum должно передать фонду экспонаты. Их около девяти тысяч. Картины, иконы, книги, воспоминания. Председатель MTÜ Vene Muuseum Иванов считает, что прежде чем передавать экспонаты, нужно провести их описание. Это – долгая и кропотливая работа, которая, по мнению экспертов, займет не менее двух лет. Однако совет решил, что музейные фонды должны быть переданы уже к 1 сентября. По мнению искусствоведа Юри Куускемаа, целесообразно передать экспонаты списком, а уж потом, когда они будут в ведении фонда, описывать – ведь это долгий процесс, а главное – над этим должны работать специалисты, которыми музей не располагает. В том, что процесс застопорился, город тоже винит Иванова.
Погрязший в межпартийной борьбе Русский музей отпугнул от себя многих энтузиастов, готовых работать за символические деньги. Один из них Александр Дормидонтов в своей антикварной книжной лавке на Нарвском шоссе собрал уникальные материалы о жизни русской интеллигенции в Эстонии. Они не раз побывали на передвижных выставках.
Когда-то Дормидонтов и Иванов сотрудничали. Но когда Александр заикнулся о том, что хорошо было бы получить какие-то деньги на работу, которую он делал для музея, ответ был таков: «Мы благотворительностью не занимаемся!»