Вторая жизнь фабрики венских стульев

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Внутренний двор квартала. Если не знать, что теперь это жилые дома, вполне можно поверить, что вы находитесь на территории действующей фабрики в продвинутой европейской стране.
Внутренний двор квартала. Если не знать, что теперь это жилые дома, вполне можно поверить, что вы находитесь на территории действующей фабрики в продвинутой европейской стране. Фото: Вера Копти

Начавшаяся продажа второй очереди квартир в таллиннском квартале Лютера стала отличным поводом познакомить читателей с интересным уголком столицы.

Особенно хотелось взглянуть на бывший цех фанерной фабрики с застекленной сводчатой крышей, превращенный в парковку. Попасть на территорию квартала человеку с улицы весьма проблематично, и это, наверное, правильно.

Продажей квартир в новом доме, строительство которого композиционно замкнуло четырехугольник, образованный «главным», историческим зданием и цеховыми корпусами, занимается бюро недвижимости Arco Vara.
Маклер Елена Ермакова не скрывает минусов проекта и не выпячивает плюсы. Все видно и так.

Совсем чуть-чуть истории

Квартал Лютера – это правая, нечетная сторона улицы Вана-Лыуна, примыкающая к трамвайному парку. Историческая часть квартала – здания фанерной мануфактуры, построенные предприимчивым фабрикантом Лютером.

Между прочим, Лютеров было несколько. Один, по имени Дитрих Мартин, изобрел фанеру из клееного шпона еще в начале XIX века, а второй, Александер опять же Мартин, почти через сотню лет поставил изобретение на поток и стал производить на своей фабрике венскую мебель, которая пользовалась огромным спросом на просторах Российской империи. Из экономии места пропустим длительный советский период жизни и деятельности «фанерки».

Когда же последний хозяин фанерно-мебельного комбината перевел производство в Кохила, здания начали было приходить в запустение. Но вскоре мода на «лофты» докатилась и до Эстонии, и фирма Grove invest OÜ взялась за дело, задумав проект по реконструкции квартала.

Что такое loft и как в нем жить

Loft – в переводе с английского «чердак». В современной архитектуре лофт – помещение бывшей фабрики или завода, переделанное в элитное жилье... Полноценных лофтов в Таллинне немного: выборочно к ним можно отнести постройки ротерманновского квартала, дом Фале в бывших корпусах целлюлозно-бумажного комбината и, конечно же, квартал Лютера в бывшем фанерно-мебельном.

Высота потолков под четыре метра, огромные заводские окна, фрагменты нештукатуренных стен, красный кирпич, бутовый камень и фанера (как же здесь да без фанеры!) в интерьере, возможность двухуровневых квартир – признаки классического, вкусного лофта. Архитекторы из бюро Аrs Projekt, работавшие над проектом, Расмус Тамме и Ээро Юргенсон, хорошо это понимают: «Отбросив более поздние, случайные наслоения, мы открыли для себя подлинную красоту здания. Главное – возродить, вдохнуть жизнь в это место».

Теперь закончен и новый дом, появление которого позволило говорить о квартале как о законченном ансамбле. В новом доме нет ретро-реплик, как в историческом здании: все предельно современно, по-скандинавски просто и качественно. И – ура! – нет гипроковых стен. Но – увы! – нет балконов, потому что их и не может быть в лофте.

Зайчики-трамвайчики

Будем объективны: главный минус квартала – окружение, которое все-таки оставляет желать лучшего. С одной стороны, за великолепно придуманной парковкой под сводами бывшего цеха, – полуразрушенные фабричные строения, с другой – трамвайное депо, с третьей – пустырь. Но в некоторых квартирах имеется замечательный вид на башни-близнецы и треугольник SEB-банка, что на Тартуском шоссе. Некоторые смотрят окнами во внутренний двор с детской площадкой и стильным малоквартирным домом по центру.

Конечно, трамвайное депо – не тот вид, о котором можно мечтать. Но на форуме портала www.ikodu.ee мы нашли забавное высказывание одного из жильцов дома: «Сначала мне мешали трамваи, а потом я к ним привык и стал относиться как к домашним животным». «На квартиры с непрестижным видом собственник дает неплохую скидку, – объясняет маклер Елена Ермакова и добавляет: – У этого квартала есть свои поклонники, для них главное – жилье высокого качества по сходной цене и приватность в центре города».

Остается дождаться того счастливого момента, когда пустырь застроят, трамвайное депо перенесут, а все оставшиеся пока без внимания останки «фанерки» превратят во что-нибудь интересное.

Наверх