На прошлой неделе в Таллинне состоялось вручение премий победителям конкурса на лучшую идею скульптурного оформления Сада датского короля.
Бронзовые монахи или железная труба?
Зимой Девичья башня после многолетней тяжбы отошла, наконец, к Таллинну. Судя по сообщениям горуправы, в недалеком будущем там опять начнет работать кафе, а также разместится датский культурный центр.
Связь времени и пространства
Чтобы вдохнуть новую жизнь в этот заповедный, очень любимый всеми, но такой запущенный в последнее время уголок Старого города, Таллиннский департамент городского планирования организовал конкурс идей скульптурного оформления Сада датского короля – небольшого замкнутого пространства, ограниченного с одной стороны крепостной стеной, а с другой – многоярусным сквером, спустившись с которого по лестнице, можно прямиком выйти к церкви Нигулисте.
Перед началом церемонии вручения премий заведующая городским Департаментом культуры Айни Хярм рассказала о серьезных планах города: соединить Нейтситорн с надвратной концертной башней Люхике Ялг, музейной башней Кик-ин-де-Кёк и даже соорудить выход на площадь Вабадузе.
Чтобы посмотреть на макеты скульптур победителей конкурса и на те, кому счастье в этот раз не улыбнулось, пришлось подняться на самый верх башни. По мере восхождения вспоминались приятные минуты, проведенные здесь в прежние времена за чашечкой кофе с ликером. В оконных нишах, как и раньше, горели свечи. Лестница поскрипывала, но не разваливалась.
В общем, сведения о плесени на стенах и тотальном запустении и разрухе, ставшие достоянием общественности прошлой зимой, то ли были обычными страшилками, то ли разруха свирепствовала лишь в подсобных помещениях, куда во все времена людей с улицы не пускают. Да, вместо прежних барных стоек сейчас пустоты в полу. Наверняка сохранились проблемы с водопроводом и отоплением. Но все остальное цело – потолочные балки, крепкие полы, перила...
О вкусах спорят
На самом верхнем этаже расставлены, разложены и развешаны макеты. Полет идей и уровень мастерства можно расположить по ранжиру от простого к сложному: от такого нарочито непрофессионального, почти беспомощного исполнения, которое можно даже заподозрить в пародийности, до почти ювелирного воспроизведения будущей скульптуры в масштабе. Поскольку работы выставлялись под девизами, осталось неизвестным, кто вылепил трех толстых черных монахов, так похожих на рижских «Латышских стрелков».
Следующая группа работ, оставшихся без одобрения жюри, выполнена довольно профессионально, но что касается концепции... Рыцари без ног и девушка без рук, зато между ними распростерта огромная обглоданная рыбина – все это на одном макете. Черные свитера и брюки без ног и голов – на другом. Стройная девушка, в порыве ожидания вся устремленная вдаль, – хороша, но больше годится для набережной – эдакая невеста рыбака. Экстравагантная, динамичная и имевшая все шансы получить приз прессы, если бы таковой присуждался, «Девушка, ворующая корону».
И, наконец, призеры
Макет под девизом Dannebrog, причудливо изогнутый и укрепленный на городской стене датский флаг, – воплощение легенды о том, как во время битвы на войско датского короля, осадившее Тоомпеа, с неба упало красное полотнище с белым крестом, после чего датчане, естественно, победили. Красная эмаль, нержавеющая сталь, подсветка – все, в принципе, могло бы выглядеть эффектно, но занявший третье место проект, по словам вице-мэра Таави Ааса, открывавшего конверты с именами победителей, воплотить в жизнь не удастся. Средств, отпущенных на реконструкцию Сада датского короля, едва хватит на изготовление скульптур, занявших два первых места.
Какие же работы, по мнению жюри, оказались лучшими? «Три», или вернее «Трое», в данном случае эстонское «Kolm» лучше перевести именно так: три бронзовые фигуры монахов выглядят точь в точь как привидения, обитающие в соседней с Девичьей надвратной башне Люхике Ялг. «Почему бы не дать возможность гидам рассказывать здесь легенду не только про датский флаг, но и про привидения монахов-францисканцев, убитых в битве датчан с эстами?!» – воскликнул главный городской дизайнер Урмас Калдару.
У бронзовых монахов даже есть имена, хотя на вид они абсолютно одинаковы. И, да простят нас авторы, вторичны. В Праге около оперного театра уже много лет сидит Дон Жуан с таким же зияющим черным провалом вместо лица. В Будапеште точно так же выглядит памятник Анониму. Так что наши три монаха, если они будут установлены в Саду датского короля, явно покажутся родными и чешским, и венгерским туристам. Символично, что авторов «Троих» тоже трое: Пауль Мянд, Калев Лепик и Айвар Симсон.
И наконец, первое место присуждено композиции «Появился флаг», автором которой оказались молодые барышни Мари Расс и Лийна Стратскас. «ДД» может только предполагать реакцию горожан и туристов, когда эта металлическая то ли змея, то ли водопроводная труба, утыканная разноцветными флажками с подсветкой, ляжет на нижней террасе Сада датского короля, именно там, где сейчас стоит железный рыцарь, то есть у самого спуска на улицу Рюйтли... Размер первой премии – 3000 евро – впечатляет, прямо скажем, гораздо больше.