Министр юстиции Урмас Рейнсалу не видит проблемы в том, что судьи и прокуратура в Таллинне, да и по всей Эстонии, работают в одном здании, пишет Postimees.
Многие юристы считают, что суды и прокуратура не могут находиться под одной крышей (2)
В опубликованном вчера интервью, бывший судья Харьюского уездного суда Лео Кунман сказал, что он не хотел бы продолжать работу в новом таллиннском Доме правосудия и ему жалко бывших коллег, которые будут трудиться в одном здании с прокуратурой: «Таким образом, правосудие сейчас даст крен в сторону прокуратуры».
Министр юстиции Урмас Рейнсалу не понимает этих обвинений: «Они там все же располагаются отдельно. Так же утрированно можно было бы сказать, что в одном доме находятся свидетели и арестованные. А если мы говорим о том, что нельзя решать уголовные дела во внесудебном порядке, то это естественно».
По его словам, может получиться и так, что адвокат, прокурор и судья учились на одном курсе в университете, но они все равно должны оставаться каждый в своем лагере: «Время от времени эта проблема поднимается, но я не вижу в этом вопросе связи - ни с точки зрения логики, ни с точки зрения здравого смысла».
По словам председателя адвокатуры Ханнеса Валликиви, определенные риски все же есть: «Выбранное государством направление строительства общих домов правосудия и прокуратуры тянет за собой увеличение риска неравноправия. Таким образом, государство создает физическую среду обитания, которая благоволит более тесному общению суда и одной из сторон процесса, и может возникнуть ситуация, при которой весы правосудия начнут склоняться больше в сторону государства, а не человека».
Поскольку домов правосудия с таким размещением в Эстонии несколько, то критика раньше звучала и из уст бывшего председателя Государственного суда Мярта Раска. Postimees писал об этом пять лет назад, когда в Тарту такой дом правосудия уже был, а в Таллинн только составляли планировку. Раск критиковал такую организацию на совещании палаты администрирования судов.
«Я признаю ошибку, что в Тарту в одном доме разместили прокуратуру и суды первой и второй инстанций. Ошибка заключается в том, что в Тартуском окружном суде сложилась традиция не задавать вопросы прокурорам. Правосудие вершится одним или другим образом, но с определенными нюансами. В Эстонии при создании общих домов возникает такая тенденция, что правосудия нет, оно уже не выглядит объективным».
Рейнсалу не разделяет позицию Раска: «Я считаю, что все корректно».
По словам депутата парламента и юриста Игоря Грязина, это показывает слабость судебной системы Эстонии: «Это очень большая проблема. Кто-то - суд или прокуратура - должны перебраться подальше. Авторитет Государственного суда во многом основан на том, что он не находится в Таллинне. Я считаю, что это конституционный вопрос и его нужно решать сейчас».
«Я приведу пример. Когда они вместе обедают картошкой с мясным соусом, они спокойно могут договориться по поводу приговора. Не будем забывать, что Евгений Осиновский и Маргус Цахкна когда-то вместе ходили курить. Три пачки сигарет - и правительство развалилось», - образно объяснил он.