В нашей правовой системе решение большинства споров в гражданской сфере отнесено к компетенции судов. Однако далеко не всем доступно обращение в суд. Причина – непомерно высокие пошлины, которыми облагаются процедуры разрешения споров. Это приводит к тому, что весы эстонской Фемиды стали поистине золотыми, и их услугами могут воспользоваться только состоятельные люди. Такое неравенство не что иное, как нарушение конституционных прав жителей Эстонии, пишет депутат Рийгикогу Денис Бородич в "МК-Эстония".
Золотые весы правосудия: обращаться в суд гражданам слишком накладно
С начала 2009 года государственные пошлины на гражданские дела выросли в несколько раз, при этом круг вопросов, разрешение которых относится к компетенции судов, постоянно расширяется. Взять хотя бы пресловутый Закон о трудовом договоре, который правительство и правые партии выдавали чуть ли не как панацею от надвигающегося кризиса. По этому закону многие споры, связанные с трудовыми отношениями, теперь будут решаться в суде.
Но такая видимая гарантия наличия беспристрастной юридической защиты на самом деле стала недосягаемой роскошью.
Попавшие в жернова жизни люди и так не в состоянии обеспечить себя и свою семью, а тут еще необходимость выплачивать государству немалые суммы в виде пошлин за то, чтобы попытаться отстоять свои попранные права.
Логика правых рулит
Как известно, статья15 нашей Конституции гарантирует каждому право обращения в суд. Поскольку это право не является абсолютным, то законодательство может регулировать, как это право осуществлять. Один из регуляторов – госпошлины. Здесь и возникает вопрос, где предел обоснованности их величины? Если исходить из логики тех, кто считает рыночные отношения основой нашей жизни, то все расходы судов по разрешению споров в гражданской сфере должны покрываться за счет самих спорщиков – как заявителя, так и ответчика.
Кроме этого, высокие пошлины должны якобы снизить загруженность судов заведомо раздутыми и злонамеренными исками. Пока такая логика (а это логика правых партий) у нас, что называется, рулит. Отсюда и пошлины, которые исчисляются в разах средней зарплаты. Говорить о доступности судебной защиты в такой ситуации не то что неуместно, а звучит как издевательство.
Нужно отметить, что на эту ситуацию обращали внимание и Государственный суд, и канцлер права Индрек Тедер. Рассматривая жалобу на размер госпошлины,
Госсуд посчитал непропорционально высоким размер пошлины в 75 000 крон, что в конце 2009 года приравнивалось к шестикратной средней зарплате в Эстонии,
или к 17 минимальным зарплатам. В данном случае речь шла о защите интересов жильцов квартирного товарищества.
Естественно, что такие высокие пошлины нанесут ощутимый удар по финансовому состоянию квартирного товарищества. Поэтому юридическая защита в данном случае весьма иллюзорна и, по сути, ограничивает конституционное право на получение судебной защиты. Если же и наш Госсуд для правых партий не указ, то сошлюсь на множество аналогичных вердиктов Европейского суда по правам человека.
Например, в 2007 году в решении по иску супругов Йигит против Турции взимание пошлины в размере четырех минимальных зарплат у лиц, не имеющих постоянного дохода, было признано нарушением части 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека. Таким образом, даже на европейском уровне укоренилось четкое представление о недопустимости высоких пошлин, ограничивающих право на получение судебной защиты.
Закон надо менять
Канцлер права Индрек Тедер посчитал необходимым обратить внимание Рийгикогу на конституционный характер проблемы, связанной с величиной госпошлины. В адрес министра юстиции канцлер права направил замечание с просьбой привести в соответствие с Конституцией слишком высокие пошлины на обращение с протестом против действий судебных исполнителей.
Если открыть Закон о госпошлине и посмотреть на таблицу в приложении 1, то вы увидите цифры, которые не по карману весьма значительной части населения страны. Ставки пошлин за подачу искового заявления по гражданскому делу начинаются со скромных 63,91 евро и могут достигать 19 173,49 евро.
Индрек Тедер приводит конкретные случаи, когда за подачу апелляционной жалобы по делу, стоимость которого составила 639 116,48 евро, пришлось заплатить госпошлину на сумму 66 592,16 евро.
Канцлер отметил, что предусмотренный законом механизм помощи физическим лицам по судебным издержкам неэффективен, так как помощь выдается в виде ссуды и ее требуется оплатить в случае, если дело будет проиграно. К тому же само оказание такой помощи не всегда гарантировано. Канцлер считает, что такие высокие пошлины и порядок их взимания приводит к тому, что граждане отказываются от подачи заявлений в суд даже в случае, если иск вполне оправдан, поскольку издержки им не по силам. Эту ситуацию канцлер права характеризует как противоречащую Конституции и требует от парламента скорейшим образом принять меры по наведению порядка в этом вопросе.
Между тем в законодательном производстве Рийгикогу уже имеется соответствующий законопроект, представленный нашей фракцией еще в апреле. В случае его принятия размеры пошлин будут приведены в разумные пределы и действительно станут пошлинами, а не скрытым налогом. Законопроекту номер 10 даже удалось преодолеть первое чтение в июне. Сейчас очень удобный момент для принятия поправок, так как в парламент уже поступил проект бюджета на следующий год, и у депутатов будет возможность учесть изменение пошлин.
Может, теперь, после серьезного напоминания Индрека Тедера, депутаты из правых партий перестанут исполнять роль статистов и резиновых штемпелей, осмелятся ослушаться правительство и своих богатых спонсоров и пойти навстречу интересам рядовых жителей страны.