«Мы вовсе не утверждаем, что работы по обновлению леса вблизи побережья Чудского озера следовало бы запретить – наоборот, лес обязательно надо обновлять. Однако считаем, что для этого не надо в течение двух лет на маленьком участке вырубать так много леса путем сплошных вырубок, ведь для обновления леса существуют и другие – правда, более трудоемкие – возможности», – сказала член правления Кауксиского деревенского общества Пирет Талисту.
Бывший кауксиский лесничий Лембит Пярн признал, что эти сосны никогда не обновляли – в советское время это не разрешалось, и речь идет о перестоявших насаждениях, которые действительно нуждались в обновлении. Отдельный вопрос, надо ли было делать это так стремительно.
«Это был здоровый и крепкий лес – за исключением одной делянки из одиннадцати, где было много корневой губки. И он мог бы еще стоять, – по оценке Пярна, обновлять могли бы медленнее и узкими делянками. – Одиннадцать делянок на 2,5-3 километра – это все же очень много! С точки зрения лесоводства это тоже не годится; если вырубят еще какую-нибудь делянку, образуется большая поляна – в такой степной среде молодые культуры не захотят расти».
Молодые культуры, которые ЦХГЛ весной планирует посадить, вырастут, по словам Пярна, в настоящий сосновый бор за пару десятков лет. А на восстановление картины, существовавшей до вырубки, уйдет лет 40-50.
Стареющий лес не обновляли
Член правления ЦХГЛ Тийт Тимберг пояснил, что до 2007 года леса подразделяли на сберегающие, охранные и коммерческие. Леса окрестностей Каукси были тогда отнесены в основном к категории охранного леса, и рубки с целью обновления разрешалось осуществлять в виде покровительственных или сплошных рубок делянками шириной 30 метров.