Cообщи

Слишком серьезная страна, или Зачем Эстонии Генштаб?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрей Бабин
Андрей Бабин Фото: Pm

Несколько лет назад мне довелось некоторое время работать в непосредственной близости от Генерального штаба эстонских Сил обороны, расположенного в красивом трехэтажном здании. Обе ведущие к нему дороги за пару сотен метров перекрыты шлагбаумами. Территория обнесена трехметровой оградой, в некоторых местах с колючей проволокой поверху. Повсюду развешаны грозные плакаты: «Стой! Территория Сил обороны под вооруженной охраной». (Правда, почему-то только на эстонском языке). То есть все очень серьезно.

Каждое утро мы наблюдали, как многочисленные офицеры едут на службу в Генеральный штаб. К 9 часам вся обширная площадка сплошь заставлена десятками машин. Мы поражались: как много высокопоставленных военных служат в мозговом центре крошечной эстонской армии, насчитывающей, кажется, всего-то четыре с чем-то тысячи человек. И все, небось, с солидными зарплатами. Не то, что у нас.

Интересно, чем они там занимаются с утра до вечера? Как-то мы гадали: в чем, например, состоит каждодневная служба командующего Военно-морскими силами, состоящими из пары-тройки небольших посудин? Или командующего аналогичной мощи Военно-воздушными силами. Один сказал: «Пусть они попросят у своих друзей-американцев какую-нибудь старую ракету, и тогда у них будут еще и ракетные войска со своим командующим».

Нехорошо, конечно, так ехидничать. Надо бы серьезно относиться к своей армии, не говорить про соотечественников, как про каких-то чужаков – «они», «у них», но почему-то не получается. Причем, вероятно, такие настроения распространены достаточно массово. Несмотря на сотни миллионов крон, а теперь и евро, кидаемыхв топку интеграции, и тонны бумаг, исписанных проектами и программами интеграции и отчетами по их исполнению.

Между тем, для сарказма несознательных граждан дан очередной повод. Если о создании ракетных войск пока ничего не слышно, то приобретение танков – перспектива, кажется, вполне реальная.  

Такова идея министра обороны Марта Лаара, выступающего с заявлениями на тему безопасности Эстонии одно решительнее другого. Ради нее же, безопасности, в следующем году предстоит довести оборонный бюджет государства до 2 процентов ВВП Якобы таково условие членства в НАТО, а Эстония, как известно, слывет самой дисциплинированной в Европе, не в пример некоторым странам-разгильдяйкам.

Но причина заявлений Марта Лаара, призывающих нас крепить обороноспособность государства, наверное, не только в этом. В качестве историка в своих трудах, посвященных событиям 1939-1940 годов, он писал, как эстонцы, наблюдая вторжение советских войск в Эстонию и не имея возможности этому противостоять, сжимали в ярости кулаки.  Если вновь агрессор посягнет на нашу землю, говорит нам Лаар, такое больше не повторится. Теперь мы не кулаки будем сжимать, а оружие, направленное в сторону врага.

Между тем, некоторые представители эстонской интеллектуальной элиты имеют иное представление о принципах государственной безопасности. Например, коллега Марта Лаара по области научных интересов - профессор истории Давид Всевиов. Некоторые его высказывания, признаться, вызывают недоумение, однако озвученная как-то профессоромконцепция обороны государства заслуживает внимания. Она проста: для обороны Эстонии было бы достаточно установить вдоль границ камнеметательные орудия.

Шутка? Нет, профессор уверен, что никто не посмеет напасть на страну, вооруженную таким образом. По крайней мере, так он говорил в интервью, которое мне как-то довелось у него взять. Оно опубликовано, так что предложение имеет публичный характер. Поскольку было это еще до вступления Эстонии в НАТО, но куда она очень хотела попасть, естественно, возник вопрос: примут ли в альянс страну, имеющую на вооружении лишь камнеметательные орудия? Всевиов был убежден, что примут, причем, возможно, даже охотнее, чем с пушками и бронетехникой.  

У него были аналогичные предложения и по другим областям жизни. Например, когда пограничник или иной иностранный чиновник, рассуждал  профессор, посмотрит в паспорте гражданина неведомой ему Эстонии на стандартное, четыре на пять, фото обладателя документа, он через минуту забудет об этой стране. А вот если в паспорте будет, допустим, фото гражданина в полный рост, лежащего на диване и подпирающего голову кулаком, по миру быстро распространилась бы слава о маленькой стране на берегу Балтийского моря, где живут дружные, веселые люди.

Если бы идея Давида Всевиова по обустройству обороны государства была реализована, тогда отпала бы необходимость, помимо прочего, содержать такой мощный Генеральный штаб Сил обороны. Для него хватило бы пары кабинетов.

А нынешнее здание Генштаба можно было бы отдать многострадальному бездомному Русскому музею. Тем более, что это здание само по себе является памятником русской культуры в Эстонии. Оно построено в 1925 году в стиле неоклассицизма, в парадном, «петербургском» стиле. С колоннами, с какими-то, кажется, фигурами на крыше. Автор проекта – архитектор и художник Александр Владовский, выпускник Петербургской Академии художеств, многие годы живший и работавший в Эстонии.

Передача  Силами обороны этого здания в распоряжение Русского музея опять же позитивно прославила бы Эстонию на весь мир.

Увы, в обозримом будущем это вряд ли возможно. Как невозможно оказалось осуществить предложения Давида Всевиова по оформлению паспорта гражданина ЭР или вооружению Сил обороны. Сам он объяснял это тем, что Эстония, к сожалению, слишком серьезная страна. Точнее, ее руководство. И в этом причина многих ее проблем.

Пожалуй, с ним нельзя не согласиться.

Наверх