Если школа частная – вопросов нет. Если школа финансируется государством, то необходимо учитывать все нюансы. Сейчас необходимо учитывать два основных момента.
Первое. Эстония остро нуждается в адекватных представителях нацменьшинств, не тех, которые понимают интеграцию под террористическими лозунгами о территориальной автономии, а тех, которые смогут вести политический диалог на самом высоком уровне и решать проблемы нацменьшинств, представлять их на самом высоком государственном уровне. Именно поэтому и необходимо более глубокое изучение эстонского языка с сохранением своих национальных и социокультурных кодов.
Второе. Необходимо заложить фундаментальную интеграцию, иначе нас рано или поздно настигнет тотальная ассимиляция, процесс которой уже будет необратим.
Статья 49. "Каждый имеет право сохранить свою национальную принадлежность".
Если рассматривать программу эстонизации русских школ, не поддаваясь эмоциям, а анализируя ситуацию, то становится понятно, что это не попытка ассимилировать русскоязычных детей в эстонское общество, а попытка запустить интеграционный процесс, не ущемляя культурное самосознание детей. Именно поэтому эта программа является объективно лучшим вариантом по выходу из того положения, в котором сегодня находится нацменьшинство.
Ситуация, которая сложилась в Эстонии, является непростой. Необходимо очень взвешенно подходить к тем проблемам, которые существуют. Нельзя впадать в крайности и разжигать конфликт, тем более, не имея на это поддержки масс и легитимности. Нам необходима интеграция, реальная интеграция и новые люди, готовые ее приветствовать и проводить. Тем, для кого Эстония – место жительства, а не дом, интеграция не нужна. Невозможно стать частью того, что ты не признаешь и не любишь, над чем смеешься, на что плюешь. Интеграция – сложный процесс, и придется преодолевать эти сложности, ибо только так можно построить в Эстонии единое и крепкое общество.