Старая поговорка по поводу того, что никому не нужно зарекаться от сумы, похоже, становится у нас все более актуальной, пишет Александр Чаплыгин на портале stolitsa.
Чаплыгин: призрак бродит по Эстонии, призрак нищеты
Стремительный рост цен, прежде всего на продукты питания, а также тарифов на коммунальные услуги заставляет считать центы даже тех, кто вчера при своих доходах чувствовал себя вполне благополучно.
Потеря работы, невозможность обслуживать ипотечный кредит, а то и просто оплачивать счета за квартиру еженедельно лишает жилья сотни людей. Между тем, наше государство до сих пор не выработало механизмов, помогающих оказавшимся в сложной ситуации людям удержаться на плаву
Число бездомных в нашей стране в последнее время быстро растет. Меняется и их социальный состав — если прежде бомжами по преимуществу были действительно опустившиеся и зависимые от алкоголя или наркотиков люди, то сегодня бездомным может оказаться вчера еще вполне благополучный человек.
Бедность у нас сегодня тоже перестала быть исключительным явлением. Доход, который еще недавно давал человеку вполне приличное существование, сейчас позволяет лишь оплатить коммунальные услуги и обеспечить себя элементарными продуктами питания. Еще немного – и бедность превращается в нищету.
Во всех цивилизованных странах существуют механизмы, при помощи которых государство позволяет удержаться на плаву оказавшимся в сложном финансовом положении людям. В США, например, социальные пособия начинают платить сразу, как только человек начинает испытывать трудности с обслуживанием кредитов.
Потеря работы в странах старой Европы отнюдь не означает необходимости жить впроголодь, поскольку пособия по безработице там сопоставимы с нашей средней зарплатой. Это не только позволяет людям оставаться людьми, но и помогает им не опускать рук, сохранив силы для возвращения в активную жизнь.
Все это – не благотворительность. Государству выгодно отсутствие бедности и сопровождающих ее социальных проблем. Нищета разъедает душу, превращая вчера еще полезного для общества человека в балласт. Тот, кто мог бы трудиться на всеобщее благо, перестает приносить пользу – и себе, и своей стране.
В Эстонии, где за последние четыре года число оказавшихся за чертой бедности людей выросло вчетверо и достигло уже 20 процентов, до сих пор не имеется государственной программы борьбы с бедностью. Более того, судя по заявлениям наших министров, это в принципе не считается у нас проблемой.
А ведь мы теряем все больше людей. В некоторые уездах сформировалась целая прослойка людей, годами существующих на мизерные социальные пособия и уже не имеющих сил изменить свою жизнь. А ведь у многих из них есть дети. И кем может вырасти ребенок, сызмальства наблюдающий такую жизнь родителей?
Да, государство не много тратит на этих людей, но, сколько оно теряет оттого, что в свое время не помогло им сохранить веру в то, что свою жизнь можно изменить к лучшему.