Призыв: пусть лучше нелатыши учатся любить Латвию на русском языке!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Снимок иллюстративный
Снимок иллюстративный Фото: : kollaaž Katri Karing

Пусть лучше нелатыши учатся любить Латвию на русском языке, чем их на латышском учат ее ненавидеть. С таким заявлением, комментируя в последнее время особенно политизированный в Латвии (и не только) языковой вопрос, выступил публицист Кристиан Розенвалдс, чьи остроумные комментарии к общественно важным событиям часто радуют непредвзятостью, пишет Mixnews со ссылкой на ves.lv.

В Латвии язык из средства общения превращен в средство конфронтации, пишет Розенвалдс. Конечно, латышскому как малому языку требуется лоббирование со стороны государства: чтобы обеспечить ему функционирование, приходится ограничивать использование больших языков. При этом ограничиваются не абстрактные языки, а конкретные люди. Хотя их удельный вес среди населения и больше, чем в других странах, где введены два госязыка. Такова цена выживания латышского в эпоху глобализации. Но какой бы ни была благородной цель его сохранения, нужно открыто признать, что оно проводится недемократическим путем, с парадоксальной откровенностью заявил публицист. Даже когда цель оправдывает средства, нужно говорить об этом прямо, без двуличия или морализаторства, уверен он.

"Нужно думать, как эту несправедливость не обострять еще больше, а еще лучше было бы латышам научиться улаживать дела так, чтобы не создавать новые проблемы и несправедливости", - отмечает Розенвалдс.

По мнению эксперта, русский в Латвии – повседневная действительность, а не иностранный язык. "Думаю, и сегодня, 20 лет спустя после восстановления независимости, русский в Латвии понимает большее количество жителей, чем латышский. Такова реальность", - пишет он.

В этой реальности насущная проблема – не изменить насильственным путем нелестную для латышского пропорцию, а добиться того, чтобы любой латыш, даже не знающий русского или иностранного языка, не чувствовал себя дискофмортно в родной стране. Следовательно, на должном уровне обязаны владеть латышским все, кто по роду деятельности общается с людьми. Это требование понимают и проживающие в Латвии нелатыши, выразил надежду публицист.

Что касается сбора подписей за русский как второй государственный, то, по его мнению, даже сами устроители акции не сильно скрывают, что официальный статус русского тут вторичен. Доминантой же выступает ответный протест нелатышей на предложение нацблока еще больше ущемить русский язык, а также на игнорирование чаяний русского электората после выборов.

Возвращаясь к функции госязыка, Розенвалдс указывает, что к ней больше относится употребление собственно латышского и расширение сферы его употребления, а не ограничение употребления других языков.

"Ну зачем ограничивать право молодежи учиться в вузе на родном языке? Или недостаточно того, что в школе госязыку учат хорошо – и выучивают тоже? - подчеркивает он. – Мне больше понравилось бы, чтобы в финансируемых латвийским государством школах учили на русском языке любить Латвию, а не на латышском – обучали ее ненавидеть".

В Латвии хватает тех, кто спит и видит, что в ней живут один латыши – хотя такого в Латвии никогда не было, пишет эксперт. Хватает и тех, кто мечтает о временах, когда в Латвии можно было жить, не зная латышского. Но ни тем, ни другим радикалам не удалось пошатнуть то большинство жителей, которое стремится к миру и согласию. И большинству нужно пресекать попытки это хрупкое равновесие нарушить. Мы видим, какие сложности рождают инициативы, грозящие нарушить баланс, с какой бы стороны эти инициативы ни исходили, подчеркивает он. Межнациональная вражда может закончиться хаосом на улицах и насилием. Не нужно играть с огнем, указывает публицист.

Издание напоминает, что Розенвалдс одним из первых призвал забыть слово "интеграция" и похоронить исторические обиды.

Наверх