Die Welt: Евразийский союз не станет вторым ЕС
Россия открыла для себя мягкую силу и власть экономики: экономическая интеграция в качестве основы для интеграции политической. Однако что будет представлять собой это сообщество? Что объединяет Беларусь и Казахстан, поинтересовался один российский эксперт, кроме совместного отвращения к демократическим ценностям?
Чем можно завлечь в этот восточный союз настоящий алмаз в короне - Украину - которая ведет переговоры с Евросоюзом об ассоциации? А если этот союз строится, прежде всего, как крепость против остального мира, то где гарантия, что прекратятся междоусобные газовые, экономические и таможенные войны, как об этом уже заявил ликующий Лукашенко?
На самом деле ответ заключается уже в самом удивительном выборе лексики. "Евразийством" называлось националистическое движение в среде русских эмигрантов, покинувших страну после октябрьской революции. После перемен 1989/1991 годов эта идеология вновь заявила о себе.
"Евразия" является идеологическим обоснованием удержания или возвращения бывших территорий царской и советской империй. В России ожидается смена караула - медведевская модернизация была вчера, а ныне, вместе с путинской евразийской риторикой, в страну возвращается позавчерашний день.
Что это означает для соседей Евросоюза и тем самым для самого ЕС? К сожалению, ничего хорошего. Москва претендует на то, чтобы стать ведущей силой на востоке континента. Авторитарная Россия будет усложнять жизнь соседним демократическим государствам, чтобы не допустить появление альтернативных моделей.
Только Евросоюз и "Евразия" должны стать полноправными партнерами, говорит Путин, подразумевая появление двух блоков. Прямым текстом - для небольших государств путь в Брюссель, будьте добры, ведет через Москву. Таким образом, на Востоке будет построена квазиимперская структура, которая, как учит история, не может управляться демократическим путем. Евразийский Союз не станет вторым ЕС.