Заявление МИД России в отношении осужденных в Таджикистане пилотов российской авиакомпании было необдуманным и ставило своей целью скрыть упущение в работе самого ведомства и посольства РФ в республике, заявил журналистам в среду глава Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов.
В Душанбе называют реакцию Москвы по поводу осужденных пилотов "необдуманной"
ЦСИ - государственная аналитическая структура. Местные эксперты считают, что эта организация озвучивает точку зрения президента и правительства Таджикистана на происходящие события.
"В данном случае внешнеполитическое ведомство России, распространяя необдуманные заявления по этому вопросу, скрывает упущения со стороны посольства РФ в Таджикистане, которое отреагировало на арест вышеназванных лиц лишь после того как журналисты сообщили об этом факте", - сказал на пресс-конференции Шарипов.
Накануне суд на юге Таджикистана приговорил двух пилотов российской авиакомпании "Rolkan Investments Ltd" - гражданина России Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко - к 8,5 годам лишения свободы каждого, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении госграницы и нарушении правил международных полетов, а также конфискации обоих транспортных самолетов Ан-72, принадлежащих авиакомпании.
МИД РФ выразило недоумение столь суровым приговором и назвало его "политически ангажированным" и "наносящим серьезный ущерб союзническому и стратегическому партнерству" двух стран.
"Ни один из российских политиков не признает того, что летчики, по сути, совершили преступление, так как проникли на территорию Таджикистана незаконно и причастны к контрабанде авиационного оборудования", - подчеркнул директор ЦСИ.
"Ни один суд мира не вынесет приговор без имеющихся на то оснований", - подчеркнул Шарипов.
Защита осужденных пилотов заявляла, что пилоты, возвращавшиеся из столицы Афганистана в Россию транзитом через Таджикистан, были вынуждены сесть в аэропорту Курган-Тюбе на юге республики, хотя в посадке им было отказано. Пилоты утверждают, что разрешение на посадку они перед полетом получили в устной форме, а при подлете в таджикский аэропорт не могли вернуться в Кабул из-за опасений нехватки топлива.
Авиационный двигатель, бывший на борту одного из самолетов, и ставший предметом контрабанды для властей Таджикистана, по утверждению пилотов, являлся запасным и не предназначался для продажи или реализации в Таджикистане.
"Если власти России по поводу и без повода будут заявлять, что отношения между двумя странами будут ухудшаться, то так оно и будет", - сказал С.Шарипов.
"Где были МИД и посольство России начиная с марта месяца, когда летчики были арестованы в Таджикистане, и до середины октября, когда начался процесс над летчиками? Они проснулись буквально после того, как СМИ сообщили в конце октября об этом факте", - подчеркнул глава ЦСИ.
Инцидент произошел 12 марта 2011 года. После приземления пилоты были задержаны и продержаны под домашним арестом в одной из гостиниц вплоть до 12 мая, когда экипажи были отпущены на свободу, а командирам - А.Руденко и В.Садовничему - были предъявлены обвинения.
Первые сообщения СМИ на эту тему появились лишь в 20-х числах октября текущего года.