Ипподром еще жив

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Скачки.
Скачки. Фото: Станислав Мошков

Некоторые из нас помнят, как радостно звонил ипподромный колокол в финале фильма «Смелые люди». Подобный заливистый звон почти сто лет подряд раздавался и на Таллиннском ипподроме, извещая о старте и финише каждого забега. Год назад колокол исчез. Говорят, его украли.

Но и без старинного бронзового колокола, несмотря на скандалы и проблемы, невзирая на вполне вероятную угрозу ликвидации, жизнь на ипподроме продолжается.

Ноябрьские рысистые бега

Каждую субботу здесь проводятся рысистые бега, разыгрываются призы, работает тотализатор, в конюшнях кипит жизнь, а на трибуне – страсти. С продуваемой ноябрьскими ветрами трибуны внимательно следят за происходящим завсегдатаи. Теплое кафе с огромными окнами переполнено: на парковке автобус с финскими номерами. Там, потягивая пиво, тоже просматривают бюллетени скачек и тоже делают ставки наши северные соседи. В Финляндии бега – развлечение традиционное.

Конечно, наши бега – это не королевские скачки в английском Аскоте, и дам в шляпках на трибунах не наблюдается. Но азарт, честное слово, не меньший.
Некоторые завсегдатаи не прочь пообщаться с «ДД». Вот одетый по погоде в теплую куртку улыбчивый и разговорчивый Василий: «Я хожу сюда, наверное, всю жизнь, знаю всех лошадей, всех владельцев, всех наездников. Прихожу на все бега, ставлю по маленькой. Место здесь, конечно, прекрасное: центр города, добраться можно без проблем. Жаль, что денег сюда не вкладывают, не развивают ипподром. Сегодня бегут и наши, эстонские, и финские лошади. Я ставлю на финских, но только потому, что там выигрыш больше».

Василий показывает лист бумаги, где расписаны все забеги, номера лошадей, их имена (слово «кличка» применительно к лошади кажется почему-то неуместным и даже обидным). Лист испещрен цифрами, подсчетами... «Вот посмотрите! – восклицает Василий, показывая на список рысаков. – Где наш любимец Ваппер? Говорят, что его сняли с бегов. А почему?»

Знакомство с Ваппером

И пока лошади, участвующие в первом и втором забегах, резво катили свои качалки – неустойчивые легковесные устройства на двух колесах, в которых балансировали, натягивая поводья, наездники, мы отправились на поиски легендарного Ваппера, фаворита Таллиннского ипподрома.

Около одной из конюшен послышалась иностранная речь. Там готовились к старту латышские наездницы. Они рассказали, что в Риге ипподром закрыли еще в 1965 году, нового не будет уже никогда, поэтому они и приезжают на скачки в Эстонию: себя и своих лошадей показать, ведь должны скакуны заниматься тем, для чего они существуют на свете.

А Ваппер в это время стоял себе спокойно в своем деннике, в конюшне опытнейшего эстонского тренера, страстного патриота Таллиннского ипподрома Юло Кийса. «Он не бежит сегодня, потому что готовится к скачкам в Финляндии», – объяснил Юло отсутствие шестилетнего красавца на субботнем соревновании на кубок Eesti Eliit 2011. И специально для еженедельника, для того, чтобы те наши читатели, кто не ходят на ипподром, увидели Ваппера во всей красе, Юло взнуздывает своего «сына», как он его называет, и выводит на воздух немножко размяться.

На конюшни Таллиннского ипподрома может зайти любой желающий: покормить лошадок морковкой, погладить по бархатным мордам. «Вообще в подкормке они не нуждаются, – утверждает Юло Кийс. – Лошади получают хорошие корма». Да, глядя на могучего красавца Ваппера, на его лоснящуюся шкуру, под которой играют упругие мышцы, на его дерзкие блестящие глаза, понимаешь, что эстонские лошади – в надежных руках.

Разговоры на трибунах

После того как суд отложил дальнейшее воплощение в жизнь детальной планировки территории ипподрома, а значит, и все возможные строительные действия (об этом «ДД» писал в материале «Лошадиная песня» в номере от 30 сентября этого года), разговоры о сносе конюшен и переезде ипподрома в Сакускую волость стихли. Но об этом не забывают. И все наши разговоры на ипподроме во время скачек в прошлую субботу непременно заканчивались обсуждением этой больной темы.

Завсегдатай ипподрома, назвавшийся Владимиром, высокий статный пожилой мужчина с военной выправкой, настроен пессимистически: «Закроют ипподром, конечно, закроют. Ведь миром правит не любовь, а деньги. Пожилые люди, а среди любителей скачек таких большинство, в Локути точно ездить не будут». Уже знакомый нам Василий уверен, что не сможет расстаться с ипподромом, даже если его перенесут. «В Локути все равно буду ездить, не могу без лошадей», – говорит он. Но надежда, как говорится, умирает последней, и мужчина уверен, что еще лет десять ипподром будет оставаться на нынешнем месте.

Среди наших собеседников оказался и посетитель ипподрома по имени Тийт: «Мне религия не позволяет играть на бегах, но с детьми прихожу сюда с удовольствием». Приготовлено и угощение для лошадей – буханка черного сладкого хлеба. Тийт обнаружил знание материала и оптимистичный взгляд на ситуацию. Он уверен, что ипподром не закроют, потому что у собственников земли нет денег на строительство нового, а землю они, скорее всего, перепродадут.

Юло Кийс тоже не верит в строительство нового ипподрома. «Я ездил в Локути. Это поле, где паслись коровы. Чтобы построить там ипподром с нуля, туда нужно инвестировать безумные деньги. Дешевле вложить средства в этот. Такие вложения, без сомнения, довольно быстро окупятся».

И при хозяевах бесхозный

Другое дело, что, похоже, благоустройство и развитие старого ипподрома абсолютно не интересует владельцев. Складывается впечатление, что небогатые лошадники гораздо более разумны и деловиты, чем воротилы бизнеса. В минувшую субботу неоднократно звучали мысли о том, что хорошо бы придумать новые престижные соревнования, увлекательные мероприятия для всей семьи, организовать катание на лошадях. Нужно привлекать сюда людей. А то даже рекламы скачек не делается, и многие горожане вообще уверены, что вход на ипподром платный.

Кажется, что бесплатный вход – это единственное достижение владельцев нашего ипподрома за последние годы, единственный гуманный поступок, позволяющий пенсионерам, которые ходят на ипподром десятилетиями, сделать свои небольшие ставки и испытать толику азарта.

«ДД» не мог не обсудить ситуацию вокруг ипподрома и c Эдуардом Тинном, который является признанным экспертом в области спорта. Независимый аналитик высказал некоторое сомнение в успешности грядущего предприятия по сносу ипподрома: «Бум продаж недвижимости уже далеко позади. Поэтому, на мой взгляд, строительство на этом месте жилого микрорайона в условиях долгового кризиса большой выгоды владельцам не принесет».

А мы добавим от себя: если проект считают нереальным люди разных национальностей, разных профессий и образовательного уровня, то где же, наконец, тот человек, который доходчиво объяснит это владельцам многострадального ипподрома?

Комментарий:
Присяжный адвокат Леонид Оловянишников:

На мой взгляд, решение административного суда, приостановившее действие детальной планировки территории ипподрома, обосновано не только юридически, но и социально. Закрыть ипподром легко, а открыть на новом месте практически невозможно. Это все равно что попытаться перенести на новое место пчелиный рой. Я бывал на многих ипподромах: это особое место. Непосвященному видна только внешняя сторона, а на самом деле это клуб, объединяющий людей разных возрастных, национальных, социальных и имущественных групп. При теперешней разобщенности народа Эстонии убивать такую структуру — преступление!

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх