Байки двенадцатого игрока

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эстонский футбольный болельщик.
Эстонский футбольный болельщик. Фото: Станислав Мошков

Футбольный фанатизм дал корни еще в доброй старой Англии, и за долгие годы развития футбола успел прижиться на почве практически любой точки земного шара, где существует хотя бы мало-мальски подходящее для игры поле и энное количество желающих погонять «круглого». Накануне игры нашей сборной с ирландцами, «ДД» решил лично проинспектировать поросль фанатского движения на эстонской земле.

По своим масштабам эстонская дивизия фанатов явно уступает армиям англичан или латиноамериканцев. Оглушительный рев забитых до отказа трибун и многометровые полотна плакатов, поразительные по своей креативности, наверняка прибавили бы оригинальности и красочности футбольным праздникам в Эстонии. Но пока обходится без этого. И нужно признать, что в такой ситуации – скромно и со вкусом – есть и плюсы.

«Больница» платная и сугубо эстонская

Председатель правления главного фан-клуба сборной Эстонии «Футбольная больница» (Jalgpallihaigla) Тармо Круусимяэ, направляющий деятельность своих соратников из кабинета депутата Таллиннского горсобрания, готов принять в ряды клуба любого желающего. Но некоторые критерии отбора все-таки существуют. «Те, кто хочет с нами сотрудничать, должны просто связаться с нами. Среди членов нашей организации есть и русские, – говорит Круусимяэ. – Если ты патриот Эстонии, то ты патриот, и национальность здесь не важна».

Если национальность особого значения не имеет, то знание государственного языка куда весомее. Фанату, не владеющему эстонским, в «больнице» будет не комфортно, так как языком общения «соседей по палате» является именно государственный язык. Если футбольные «кричалки», вроде «Võitle, Eesti, võitle!» («Борись, Эстония, борись!»), не владеющие эстонским языком осилить смогут, то информационные сводки из организации, новости и консультации наверняка дадутся им с трудом. «Если желающий к нам присоединиться не владеет эстонским языком, то следует спросить: для чего ему это нужно? – вопрошает Круусимяэ. – Все, что происходит в «Футбольной больнице» связано с информацией, а если человек ее не понимает, для чего ему находиться в организации?».

Размер годовой платы за «койко-место» в «Футбольной больнице» варьируется в зависимости от возраста. Для совершеннолетних болельщиков – 10 евро, для лиц, не достигших 18-лет – 3 евро. Судя по тому, как сильно Круусимяэ ценит в футбольных болельщиках патриотизм, бывшего министра науки и образования Майлис Репс в свои ряды он не пустил бы. «На одном из матчей сборной Эстонии с латышами Репс пришла на матч в футболке сборной Латвии и болела не за Эстонию, – негодует фанат номер один. – Ее муж – латыш, но кто платит ей деньги и гражданкой какой страны она является?!»

Истинный фанат певиц не бьет

По словам Круусимяэ, заплатив членский взнос, фанат футбола может спокойно посещать матчи сборной со скидкой на билеты в 10%, получать обзоры матчей, важную предварительную информацию о мероприятиях и пресс-релизы Эстонского футбольного союза, но и подчиняться строгой дисциплине на стадионе. Последнее – ради его же собственной безопасности. На данный момент в «Футбольной больнице», начавшей свою деятельность в 2001 году, нашли пристанище более 600 болельщиков, за которых организация несет полную ответственность в случае, если кому-то из них захочется пробежаться по зеленому газону поля, подраться или покидаться чем-нибудь увесистым во время игры. За нарушителей спокойствия клуб платит штраф, а их самих, в свою очередь, штрафует или вовсе исключает из своих рядов. В целом же за безопасность на стадионе отвечает Футбольный союз.

Хулиганы среди эстонских любителей футбола встречаются. Это признают многочисленные дисциплинированные болельщики эстонской сборной, которые не относят себя к «озверевшему стаду». «После одной из игр сборной пара фанатов настучала по голове певице, которая плохо исполнила эстонский гимн, – вспоминает независимый футбольный фанат Марек Тийтс. – Разумеется, это недопустимо, и приписывать эту дикость всем эстонским болельщикам неправильно. Эстонский болельщик обычно миролюбивый, спокойный и тихий – типичный эстонец».

О коллегах и соперниках

Во время беседы с «ДД» Круусимяэ не раз подчеркивал, что в спорте не место политике, и напряженные отношения между странами не должны отражаться на отношении фанатов друг к другу. Однако в качестве самого неприятного для болельщиков соперника Эстонии Круусимяэ, не задумываясь, назвал Россию. Одной из главных причин для такого негативного отношения стали как раз российские болельщики, которые во время проходивших в Эстонии игр не раз были замечены с плакатами явно неспортивного содержания, призванными продемонстрировать историческое или политическое превосходство восточного соседа. Их поведение осуждали не только эстонские, но и российские спортивные издания.

«На матче сборной Эстонии с Сербией передо мной стояли два русскоговорящих молодых человека с шарфами ФК „Зенит“, – вспоминает Марек Тийтс. – Они болели за Сербию, показывали эстонским футболистам средний палец и провоцировали фанатов сборной Эстонии, которые просто не обращали на них внимания». Но, по словам Марека Тийтса, на том же матче он встретил русских болельщиков, которые осуждали поведение соотечественников.

Эстонской стороне запомнились своим провокационным поведением еще фанаты сборной Сербии. А вот с другими признанными дебоширами футбольного мира, вроде англичан и поляков, проблем не возникало – без политического подтекста накал страстей не тот.

Сами по себе

«Футбольная больница» хоть и открыта для любого (почти) «больного» футболом, но все же есть люди, которые обходят подобные заведения стороной. Фанатов-одиночек не волнует содержание многометровых баннеров и несущихся с трибун многоголосых кричалок. Они посещают матчи сборной с одним желанием: поболеть за любимую команду, а если и ходят сделать это при помощи баннера, то мастерят его сами, без участия Футбольного союза и клубов.

Марек Тийтс уже на протяжении 15 лет посещает матчи сборной. Последние годы он делает это в компании своего сына Марка, которому в этом году исполнилось 10 лет. Уроженцы Вильянди Марек и Марк ездили вместе со сборной в Каунас, но на более дальнее расстояние не вырывались. «Совмещать работу, семью и футбол – не самое легкое занятие, – говорит Марек. – К тому же у Марка есть и маленькая сестра».

Марек Тийтс может являться примером для любого, кто связывает себя с фанатской деятельностью. «Я всегда болею за свою команду, вне зависимости от ситуации в сборной и от цифр на табло, – говорит Титс. – Мы должны поддерживать наших парней, ведь после поражений всегда приходят победы. А что касается нытиков, хамов и недоброжелателей, то это не фанаты и их не стоит воспринимать серьезно. Дураки есть в каждой стране».

Среди эстонских болельщиков есть и те, кто не горят желанием организовываться, но не прочь бурно встретить забитый гол подожженным «файером». «С парнями из „Футбольной больницы“ я вообще не разговаривал, – вспоминает фанат по прозвищу Мазепа свою поездку на товарищескую игру сборной Эстонии в Польшу. – У них были не менее тупые приколы: кто-то приклеил себе один конец липкой ленты на подбородок, обмотал вокруг носа и заклеил еt на волосах, а остальным это так понравилось, что все стали ржать, обклеивать себя так же и фоткаться». Собственный «интеллектуальный» трюк – запалить заготовленную морскую дымовую шашку Мазепе выполнить так и не удалось.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх