Когда-то в далеком XIX веке Османскую империю называли «больным человеком Европы». А сегодня в заголовках новостей, в речах экспертов и политиков, в оценках инвесторов и рейтинговых агентств речь идет о «больной Европе». Заголовки мелькают один другого страшнее: «Закат Европы», «Конец Евробанкета» и т.п. А недавно газета Financial Times сообщила, что объявлен конкурс «на лучший сценарий смерти евро» – ни больше, ни меньше. Спасаться надо. Срочно вносить деньги в общий стабфонд. Затягивать пояса, как учит премьер Ансип.
Почему мы должны отвечать за просчеты банкиров?
Мне как простому обывателю хочется понять, отчего такая паника? Ведь экономика Греции, которая, кажется, уже окончательно обанкротилась – это всего-то 2% ВВП от всей еврозоны. Говорят, на очереди Италия. И у нее госдолг около 120% ВВП. Ну и что? Когда еврозону образовывали, между прочим, ровно столько же и было. То же относится и к остальным проблемным странам, объединенным презрительной аббревиатурой PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания). Да, положение сложное (у каждой по-своему), но принципиально нерешаемых проблем вроде не видно, экономики кажутся жизнеспособными.
Хуже всех дела у Греции. Так ведь даже если рухнет Греция – что ж, не она первая. Вон Россия дефолт 1998 года пережила, и ничего. Или, скажем, Аргентина примерно в то же время. Картины схожие: дефолт, обвальная девальвация, острый кризис – зато долги обесценились, конкурентоспособность вернулась, начался хозяйственный подъем. Почему так с греками нельзя?
В том-то, понимаешь, и загогулина, как выражался некий мыслитель в новейшей истории. Во-первых, потому что ЕВРО. Спланированно девальвировать евро по всей еврозоне – т.е. резко понизить уровень жизни и немцев, и французов – никто не решится, а выгонять Грецию из этой зоны обратно к драхме означает расписаться в нестабильности и напугать инвесторов. А они люди нервные: как начнут продавать евроактивы, да наперегонки, так и добегут до обвальной девальвации же. Мало не покажется. Уже нервничают. Падение «рейтингов» Италии при тех же показателях, что и раньше – как раз следствие панических ожиданий. Это во-первых.
Во-вторых, греки и итальянцы, конечно, в массе не похожи на трудоголиков, но и не настолько ленивы и прожорливы, чтобы влезть в такие долги. Эти умопомрачительные суммы с нулями ведь вовсе не реальные деньги, которые греки заняли, проели, а отдавать не хотят. Это всевозможные бонды, облигации, деривативы, опционы и прочие фьючерсы. Часто это даже не резаная бумага, а всего лишь блуждающие огоньки на дисплеях. Виртуальная нечисть. Утехи нервных спекулянтов.
Отдельный вопрос: а кто эти спекулянты? «Страшная тайна» стала явью – отнюдь не греки! Пока государственные мужи и фрау изображают «доноров» и раздают деньги на Юг, по частным каналам многократно бόльшие суммы перетекают обратно. Только греческих активов у банков Германии и Франции на сумму добрых 100 миллиардов. А итальянских раз в шесть больше. А еще испанских. И так далее. Простой вопрос: кого же спасают своим стабфондом мужи Евросоюза, и мы следом? А немецкие и французские банки с их виртуальными финансовыми пузырями. Не греков же. Их и спрашивать не разрешили, не до референдумов, мол. Что характерно.
Потому что у греков как раз глаза уже открылись. До них вдруг дошло, что кредиты продолжали выделять, когда буквально все чувствовали, что нельзя уже громоздить эту долговую пирамиду. Вы давали эти кредиты, под эти ростовщические проценты, надеясь на грязную незаработанную прибыль – ну, вы и просчитались, вы и списывайте. Тем более, что реальную экономику в Греции (судостроение, сельское хозяйство) евробюрократы успешно развалили, приговаривая: разделение труда, общий еврорынок, вы лучше насчет туризма, вот и кредиты дадим, а суда мы сами построим. Немудрено, что теперь греки в бешенстве.
Ну и напоследок. Совместными усилиями евробанкиры и европолитики объявили, что нашли рецепт спасения страны с непосильным долговым бременем. Списать долг (проткнуть дутый пузырь), думаете? Как бы ни так. А надо дать Греции новый кредит! Полет мысли. Картина маслом. Финал апофеозо.
Так что то, что происходит – действительно серьезно. Это настоящий кризис глобализма как уклада жизни «золотого миллиарда», в который мы только что «вступили» и чему так наивно радовались. Уклада, основанного на спекуляциях, услугах и виртуальной информатике. Укладе, созданном банкирами.
Сто лет назад один персонаж О’Генри размышлял: «Что такое ограбление банка по сравнению с основанием банка?» А старик Генри Форд недоумевал: «Я продаю автомобили, люди покупают автомобили – и при чем тут Рокфеллер?» И вот за последние сорок лет рокфеллеры (банкиры) взяли глобальную власть, а фордов (реальную экономику) совсем задвинули. Может их Маркса послать почитать? Про прибавочный продукт, например.
А пока все зависит от терпения народа. Не только греков. Рухнет терпение – и посыплется. Немного ведь в Европе таких, мягко говоря, избирателей Ансипа.