Мне как простому обывателю хочется понять, отчего такая паника? Ведь экономика Греции, которая, кажется, уже окончательно обанкротилась – это всего-то 2% ВВП от всей еврозоны. Говорят, на очереди Италия. И у нее госдолг около 120% ВВП. Ну и что? Когда еврозону образовывали, между прочим, ровно столько же и было. То же относится и к остальным проблемным странам, объединенным презрительной аббревиатурой PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания). Да, положение сложное (у каждой по-своему), но принципиально нерешаемых проблем вроде не видно, экономики кажутся жизнеспособными.
Хуже всех дела у Греции. Так ведь даже если рухнет Греция – что ж, не она первая. Вон Россия дефолт 1998 года пережила, и ничего. Или, скажем, Аргентина примерно в то же время. Картины схожие: дефолт, обвальная девальвация, острый кризис – зато долги обесценились, конкурентоспособность вернулась, начался хозяйственный подъем. Почему так с греками нельзя?
В том-то, понимаешь, и загогулина, как выражался некий мыслитель в новейшей истории. Во-первых, потому что ЕВРО. Спланированно девальвировать евро по всей еврозоне – т.е. резко понизить уровень жизни и немцев, и французов – никто не решится, а выгонять Грецию из этой зоны обратно к драхме означает расписаться в нестабильности и напугать инвесторов. А они люди нервные: как начнут продавать евроактивы, да наперегонки, так и добегут до обвальной девальвации же. Мало не покажется. Уже нервничают. Падение «рейтингов» Италии при тех же показателях, что и раньше – как раз следствие панических ожиданий. Это во-первых.