Все три картины, представленные на фестивале «Темные ночи», – очень сильные, но каждая по-своему. Разные бюджеты, разные сюжеты. И вместе с тем – общий мессидж, отражающий, надо думать, российские (и далеко не только) реалии. Ленты констатируют появление в пределах одной страны двух окончательно размежевавшихся народов, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые не знают привычек, мыслей и чувств друг друга; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам...
Хочется закончить цитату из Дизраэли так, как было в оригинале: «Богатые и бедные», – но без разницы ведь, как эти народы называть. Лузеры и виннеры. Быдло и аристократия. Низы и верхи. Морлоки и элои Герберта Уэллса (имевшего в виду, не забудем, пролетариат и буржуазию). Главное, что между теми и другими пролегла бездна, и как ее преодолеть – непонятно.
Пустота пустот, суета сует
Героиня одноименного фильма Елена (Надежда Маркина) – пожилая женщина, бывшая медсестра, десять лет живущая в роскошной квартире с состоятельным Владимиром (Андрей Смирнов). У Елены – непутевый безработный сын, отягощенный двумя детьми, такими же балбесами, как он сам, и периодически беременеющей супругой. Семья сына живет на «рабочей окраине». Внука Елены надо отмазать от армии, это стоит денег, а деньги есть только у Владимира. «Почему я должен обеспечивать твоего сына?» – спрашивает он. У самого Владимира – бездетная дочь. В сердцах отец говорит о ней: «Такая же, бл*дь, гедонистка!» - «Я не знаю, что значит это слово», – отвечает Елена. «Эгоистка по-вашему...»