Нымм согласен с тем, что и резидент, и нерезидент могут быть клиентами с высоким или с низким риском. И если системы банка не заточены под выявление клиентов с высоким уровнем риска, то у него нет возможности работать в этом сегменте рынка.
«Уменьшение рисков по отмыванию денег в банковской сфере характерно не только для Эстонии, но и для международного банковского сектора в целом. Это может выражаться, например, в работе только с рынком своей страны (где банк может лучше управлять рисками) или в отказе от некоторых рискованных сегментов бизнеса. В конце концов, это в интересах самих клиентов, чтобы связанные с отмыванием денег риски были снижены», - сказал Нымм и добавил, что банк, в свою очередь, должен сам объяснять клиенту, почему он не открыл или закрыл его счет.
Банки должны знать своего клиента
Руководитель бюро информации по отмыванию денег Центральной криминальной полиции, подполковник полиции Мадис Рейманд подтвердил, что за последние несколько лет кредитные учреждения Эстонии пересмотрели свои клиентские портфели и уменьшили или прекратили клиентские отношения с теми клиентами, в отношении которых выше риски в связи с отмыванием денег. В основном, избегают создания клиентских отношений с лицами, у которых нет связи с Эстонией.
«В ходе этого процесса мы заметили, что многие предприятия, которые совершали сомнительные сделки, закрыли свои счета. Все это за последний год значительно уменьшило в банковском секторе Эстонии риски, связанные с отмыванием денег», - говорит подполковник.
По его словам, не во всех случаях, когда банки минимизируют риски, речь идет о клиентах, которые занимаются отмыванием денег или совершают сомнительные сделки. Сами банки объясняют это тем, что для них очень сложно и затратно следовать принципу «знай своего клиента», если это предприятие, у которого нет никакой экономической деятельности в Эстонии. Если лица не находятся здесь и не ведут деятельности в Эстонии, то банку сложнее проверить историю этих лиц, информацию о них, и удостовериться в действительности их экономической деятельности.
«Вышеперечисленное не означает, что бюро информации по отмыванию считает, что предприятия финансовой системы Эстонии не должны обслуживать клиентов, которые являются нерезидентами. Но предлагающие финансовые услуги предприятия должны учесть, что они должны обеспечить выполнение требований о предупреждении отмывания денег и в случаях с клиентами-нерезидентами. Они должны знать своего клиента, понимать, что этот клиент не совершает сомнительных сделок, что средства, используемые в сделках, являются легальными, и совершаются реальные сделки. Если банк может хорошо выполнять эти требования, то мы не видим в обслуживании нерезидентов проблемы», - заключил Рейманд.