Большая страна голосует

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Архив ДД

До выборов в российскую Госдуму осталось всего ничего, но никакой предвыборной лихорадки в российской южной провинции не наблюдается.

В Ставрополе, среднем, по российским масштабам, губернском городе (здесь живет около полумиллиона человек), признаки грядущих 4 декабря выборов можно заметить только по немногочисленной внешней рекламе на основных магистралях, да кучке студентов, подрабатывающих к стипендии, лениво размахивая флагами «Единой России» на главной площади города. В центре площади неизбывный Ленин все так же указывает в коммунистическую даль, куда Россия уже давно отказалась идти.

Камо грядеши?

Но куда она идет сейчас – мало кому понятно. Да и, по большому счету, это мало кого здесь интересует. Россияне окончательно решили строить соответствующий им уклад в собственном отдельно взятом жилище. Строительный бум и потребительская лихорадка продолжаются, несмотря на апокалипсические пророчества насчет мировой экономики.

Другая сторона затяжного бума потребления – все более очевидное отсутствие политической активности. Фактически от власти требуют только одного: чтобы она поменьше вмешивалась в жизнь рядовых граждан и обеспечивала хотя бы минимум безопасности. Единственное исключение – коммунисты, живущие за счет старых иллюзий и обид пенсионеров, которые дисциплинированно голосуют за них на выборах. На них в основном и рассчитана избирательная кампания.

По сравнению с предвыборным Таллинном, обычно буквально залепленным внешней рекламой, в Ставрополе ее почти нет. Единственное, на что не скупятся партии, так это на листовки, которыми наполняют почтовые ящики.

Идеологическое обеспечение не блещет оригинальностью. Партия власти идет с боевым лозунгом «Вместе победим!», что не удивительно в свете создания всяческих «фронтов» и в целом милитаризированной риторики «медведей». Коммунисты, ссылаясь на нынешний кризис капитализма, призывают «Вперед к социализму!», «Справедливая Россия» зовет «За Россию без жуликов и воров!», а ЛДПР объявляет: «Мы – за русских!». Остальных (а в выборах участвуют семь партий) вообще мало слышно, кроме как на телевидении, где исправно и честно им предоставляют равное эфирное время.

Ко как коррупция

Коррупция в России остается непобедимой, как и в те давние времена, когда батюшке царю на вопрос, как дела в стране, отвечали одним словом «Воруют…». Самая популярная хохма на коммерческих радио, исполняемая голосом госпартфункционера: «А теперь главная новость: мы полностью победили коррупцию». Россияне давно относятся к коррупции безнадежно-спокойно, как к древней особенности Государства Российского, как к данной реальности, с которой и бороться-то бессмысленно.

Национальная проблема всегда была серьезным фактором на Кавказе. Сейчас в миграционных службах Ставрополя толпятся экономические мигранты из Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Грузии. Казалось бы, на предстоящих выборах у партии Жириновского все шансы урвать солидный кусок электората. Однако на деле получается совсем не так. Национализм ЛДПР больше работает в коренных русских губерниях, где южане до сих пор воспринимаются как экзотический и опасный элемент. На Кавказе многолетнее совместное проживание с другими народами русских и особенно казачества выработало модус вивенди, который худо-бедно существовал даже во времена кавказских войн – как в XIX веке, так и совсем недавних.

Более-менее серьезным соперником у подминающих всех с помощью административного ресурса «медведей» является, не считая коммунистов, стабильно набирающих голоса пенсионеров, партия «Справедливая Россия». Именно в Ставрополе на прошлых думских выборах тогда свежеиспеченная «Единая Россия» потерпела сенсационное поражение от «эсеров». Впрочем, путинская вертикаль власти вскоре взяла свое, но факт остается фактом.

«Большая страна голосует» – таков официальный слоган нынешних российских выборов. Выборов, перед которыми нынешний действующий президент представил будущего главу государства – нынешнего премьера, а действующий премьер представил будущего главу кабинета министров – нынешнего президента. Как с иронией озаглавило материал на эту тему одно западное издание: «Trading posts» (что-то вроде «Торгуя постами»).

Перед россиянами стоит нелегкий выбор. Все еще помнят лихие девяностые, и мало кто хочет их возвращения. Это в пользу стабильности, которую не без оснований считают заслугой тандема Путин-Медведев. С другой стороны, растет понимание, что никаких радикальных прорывов в сторону модернизации не произошло. Россия продолжает сидеть на газовой трубе. Пока сидит неплохо. Но при слишком усердной откачке подземных ресурсов труба рано или поздно просядет, а то и провалится. Падение может быть весьма болезненным, ведь соломку в виде более диверсифицированной экономики так и не подстелили.


СТАВРОПОЛЬ

Наверх