Плакаты с рекламой, разделяющей жителей страны на эстонцев и русских, вызвали волну возмущения. Инициаторы акции и их оппоненты сегодня встретились в студии Rus.Postimees.
Кристина Каллас: межэтнический конфликт уходит корнями в 90-е и бронзовую ночь (14)
На вопросы Rus.Postimees ответила Кристина Каллас, председатель партии Ээсти-200, стоящей за резонансной акцией, а в роли оппонента выступила вице-председатель партии «Отечество», депутат Рийгикогу Виктория Ладынская-Кубитс.
Фрагмент беседы:
– Достигла ли резонансная акция своих результатов? Что показала реакция в обществе?
Кристина Каллас: Я не ожидала столь болезненной реакции. Это показало, что межэтнический конфликт у нас очень давний, и начался он задолго до бронзовых ночей. Достаточно поднести спичку, и моментально все вокруг вспыхнет: каждый почувствует себя уязвимым и обиженным. Старая рана до сих пор не зажила.
Виктория Ладынская-Кубитс: Во-первых, ваши плакаты – вовсе не маленькая спичка, а серьезный и мощный взрыв. Во-вторых, предвидеть реакцию – это часть политической работы. В-третьих, есть масса других вариантов, с помощью которых можно было бы менее болезненно заострить внимание на теме интеграции.
Кристина Каллас: Никто не ожидал позитивных эмоций. Мы не хотели никого обидеть. Мы хотели поставить «зеркало» в центре Таллинна. Острая реакция – свидетельство того, что старая рана так и не зажила.
Мы не забыли конфликт, который обострился в 90-е годы, потом в 2007-м... он глубоко сидит внутри нашего общества. Плакат отразил, насколько сегрегировано наше общество.
Вопрос: "Почему мы не хотим этим заниматься?" Так повелось, что у нас нельзя об этом открыто говорить, потому что все обидятся.
Виктория Ладынская-Кубитс: Плакаты – это не зеркало! Еще в 2016 году Кристина как эксперт по интеграции утверждала, что мы движемся в верном направлении и достаточно высоко оценивала интеграционные результаты. Кроме того, заявлять, что изображенное на плакатах отражает действительность, - это преувеличение.
Кристина Каллас: Мы в жесткой форме обнажили проблему, чтобы начать дискуссию. Я пришла к пониманию, что межэтнический конфликт укоренился настолько глубоко, что мы не готовы на эту тему серьезно говорить. Перед людьми, которых мы обидели, я уже извинилась. Русские до сих пор чувствуют эту боль. Так давайте же займемся лечением! Почему меня и партию Ээсти-200 атакуют только за то, что мы сказали, что нам больно?
Виктория Ладынская-Кубитс: Вас атакуют за то, что вы сделали больно другим. Будучи одним из самых сильных экспертов по интеграции, ты сегодня утверждаешь, что интеграция результатов не принесла. Это не так!
Кристина Каллас: Я не утверждала, что нет результатов, я сказала, что есть серьезные проблемы. "Отечество" и EKRE считают огромной проблемой якобы миллионы мигрантов, которые хлынут в нашу страну. Вы просто не хотите посмотреть в глаза реальным проблемам в эстонском обществе!
Прогресс в интеграции, по сравнению с 90-ми годами, у нас, конечно, есть, но он очень маленький. Большими шагами никто двигаться вперед не хочет.
Виктория Ладынская-Кубитс: Это не так!
Исследования показывают, что расположенность к эстоноязычному образованию среди русских увеличилась, уровень знания эстонского языка повысился, появляются бесплатные курсы, дома эстонского языка и т.д. Всё прекрасно! Положительные тенденции есть, хотя ситуация не идеальна.
Отмечу, что спустя уже несколько часов после появления на улице ваших плакатов в интернете прозвучало множество комментариев со стороны эстонцев в стиле: мы любим наших русскоязычных...
– При этом министр юстиции, отечественник Урмас Рейнсалу в открытом письме к Кристине Каллас задался вопросом, почему не может быть Эстонии для эстонцев? Фактически он поставил во главу угла этническое государство. Как видит этот пассаж русскоязычный представитель «Отечества»?
Виктория Ладынская-Кубитс: Надо цитировать полный текст Урмаса Рейнсалу, не вырывая фраз из контекста. Иногда политики очень болезненно реагируют на подобные высказывания, прозвучавшие из уст Кристины Каллас, потому что в конечном итоге не очень понятно, куда подобные плакаты нас приведут.
Кристина Каллас: А ничего, что партия "Отечество" вывесила по всей Эстонии плакаты об эстоноязычном отечестве?
Виктория Ладынская-Кубитс: А что тут не так? Мы преследуем цели, закрепленные в Конституции Эстонии: сохранение эстонского языка и культуры.
Кристина Каллас: А как насчет сохранения культуры других жителей Эстонии?
Виктория Ладынская-Кубитс: Я не должна стыдиться того, что я патриот Эстонии и очень хочу, чтобы эта страна сохранилась в веках со своим языком и культурой. Как русскоязычный житель я бы очень хотела, чтобы в Эстонии сохранилась и моя культура, и тот язык, на котором я говорю со своей дочерью.
– Жизнеспособно ли в цивилизованной Европе моноэтническое государство?
Виктория Ладынская-Кубитс: Считаю, что действительно важно защищать то, что записано в нашей Конституции. При этом сохранение эстонского языка и культуры никак не конкурирует с тем, что в своей семье я не должна испытывать чувства ложного стыда за то, что хочу передать дочери понимание того, что такое корни, родная культура и язык. Здесь для меня не возникает никакого конфликта.
Подробности - в видео!
- Достигла ли акция своих результатов? Что показала реакция в обществе?
- Министр юстиции Урмас Рейнсалу («Отечество») упрекнул Кристину Каллас в том, что она верит, что русских в Эстонии уже долгое время притесняют и что для устранения этой несправедливости нужно очистить общество от этничности. Как видит этот пассаж русскоязычный представитель «Отечества»?
- Жизнеспособно ли в цивилизованной Европе моноэтническое государство?
- Как получилось так, что партия Ээсти-200, ратующая за терпимость в межнациональных отношениях, оказалась в центре скандала, связанного с нетерпимостью?
- Многие партии настроены на то, чтобы осуществить перевод всего образования на эстонский язык. Можно ли констатировать, что дни русских школ в Эстонии сочтены?
- С одной стороны, не хватает учителей, с другой – эстонское общество не готово к слиянию школ. Это тупик?
Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia