Cообщи

Трудные времена укрепляют позиции русских в Латвии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Малыш держит в руках латвийский флаг
Малыш держит в руках латвийский флаг Фото: AFP / Scanpix

Маленькая европейская Латвия пострадала от экономических невзгод последних лет не меньше, чем любая другая страна. Из-за введенных правительством жестких мер по экономии упали доходы и пострадали домохозяйства, цитирует InoSMI.ru репортаж Дэвида Грина для Национального Публичного радио США.

В итоге многие граждане этой бывшей советской республики готовы делать то, что раньше казалось немыслимым – поддерживать прорусскую социал-демократическую партию.

23-летняя Лива Звайгзне (Liva Zvaigzne) никогда не думала о том, чтобы голосовать за русских политиков. Ее семья пострадала от советской власти, и – как и многие другие латыши – она никогда не хотела давать этническим русским слишком много политической власти.

Однако сейчас партия, политически связанная с Москвой, руководит городским самоуправлением в Риге – столице страны - и, похоже, сумела создать для ее жителей систему социальной защиты на период выхода страны из самой глубокой в Европе рецессии.

«Они хорошо работают. Достаточно посмотреть на Ригу, на то, что происходит в Риге. На мой взгляд, здесь лучше, чем в других городах», - говорит Звайгзне.

Звайгзне работает официанткой в одной из рижских кофеен, наполненных посетителями. По ее словам, местная экономика сейчас в лучшем состоянии, чем примерно год назад, когда ее отец лишился работы, а ее мать, работающая учительницей, большей части зарплаты. Однако экономические проблемы все равно перевешивают старые обиды.

«История – это история. Ее надо знать, но нельзя ей все время жить», - считает Звайгзне.

Победителя вывели из игры

В последние недели пресса писала в основном о политических потрясениях в Греции и Италии. Однако экономические бури привели к переменам в политике и в других местах— меньше замеченным в мире, но не менее значимым. В сентябре в Латвии «Центр согласия» - партия, которая в основном представляет русское меньшинство, составляющее около 30 % населения страны, - сумел достичь достигнутый в Риге успех и завоевать на парламентских выборах больше голосов, чем прочие партии.

«Центр согласия» по-прежнему поддерживают в основном этнические русские. Однако левая идеология партия и ее призывы повысить пенсии и увеличить государственные расходы пришлись по душе и некоторым латышам.

Однако, в конце концов, премьер-министр Валдис Домбровскис (Valdis Dombrovskis), сумел собрать коалицию, контролирующую большинство мест в парламенте без участия «Центра согласия». Негодующие сторонники партии вышли на улицы. В их числе был и Евгений Альберт.

«Итак, победителей оставили за забором, насколько это было возможно», - говорит он. Альберт, в жилах которого течет латышская и русская кровь, считает отказ включить «Центр согласия» в правящую коалицию актом дискриминации русских, многие из которых переехали или были переведены в Латвию в советское время.

«Не путайте русских с советскими. Это разные люди. Большинство живущих здесь русских уважают и любят эту страну – свое отечество», - говорит Альберт.

Оставить прошлое позади

После распада Советского Союза Латвия превратила бывший просоветский музей в музей оккупации. Однако некоторые вещи она не стала менять – например, у здания музея сохранился памятник латышам, сражавшимся за большевиков.

«Как видите, мы не убрали памятник красногвардейцам. Он по-прежнему стоит там, потому что это часть нашей истории», - говорит этнический латыш Алдис Кушкис (Aldis Kushkis). Болезненные исторические темы по-прежнему остаются проблемой для латвийских политиков. Лидеры Латвии опасаются давать больше власти «Центру согласия» в том числе и потому, что эта партия отказывается признавать, что в советское время Латвия была насильственно оккупирована. Кушкис, бывший член латвийского парламента, считает, что в этом она неправа.

«Советский тоталитарный коммунизм – это факт. И оккупация – это факт», - говорит он. При этом он уверен, что решение не включать связанную с Россией партию в парламентскую правящую коалицию было принято не из-за исторических или национальных соображений, а из-за левой направленности «Центра согласия».

«Пенсии повышать нельзя. Посмотрите на то, что происходит в Греции. Кто хочет Грецию в Риге? Никто», - говорит Кушкис. Впрочем, даже если «Центр согласия» наберет политическую мощь, Латвия не станет близким союзником России. Эта страна прочно включена в Европейский Союз и НАТО и в ней сильно западное культурное влияние.

Однако в любом случае новые политические тенденции в Латвии напоминают о том, как мучительно Латвия переживает этот период в экономике. Для многих он оказался настолько тяжелым, что заставил забыть об исторических тяготах.

Наверх