«Треугольник»: в создании русской автономии не заинтересованы ни государство, ни сами русские

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мстислав Русаков
Мстислав Русаков Фото: Сергей Трофимов/День за Днем

В Эстонии до сих пор не зарегистрирована Русская культурная автономия потому, что инициирующая её группа не популярна среди местных русских, закон предусматривает по ней неопределенные права, а эстонское государство боится структуризации русской общины, высказали мнение эксперты в передаче «Треугольник» на канале ETV2.

«Закон о культурной автономии - куцый и непонятный, дает неопределенные права. Кроме того, инициатива её создания исходит от Русской партии, которая на последних выборах в Рийгикогу набрала всего 0,2% голосов. То есть она не популярна среди русских и вообще вся эта тема русским в Эстонии не очень нравится», - отвечает юрист-правозащитник Мстислав Русаков на вопрос ведущего передачи о том, почему все русские инициативы в Эстонии терпят крах, подразумевая русскую школу, русскую культурную автономию и образование на русском языке, пишет Rus.err.

«Кроме того, несмотря на то, что Русская автономия дает её членам мало прав, даже они вызывают определенные опасения у правящей партии и предложения о её создании не проходят», - приводит Русаков ещё одну причину.

В то же время, другую русскую инициативу - сохранение русской школы в Эстонии - Русаков считает очень успешной: «Совет русских школ был создан всего лишь в прошлом году, и уже успел многого добиться. Подтверждением этому является и избрание члена совета русских школ Михаила Кылварта в вице-мэры Таллинна, в Рийгикогу. Это говорит о том, что ему доверяют и поддерживают возглавляемую им инициативу».

«Хоть министр образования и заявил недавно, что отсрочек русским школам по переходу на эстонский язык обучения дано не будет, но официального решения пока нет, кроме того, его можно обжаловать. Ведь право школ вести преподавание на русском языке придумано не только что. Оно существует давно, но до сего момента школы его просто не использовали. Ведь существует определенная процедура - сначала инициатива попечительского совета, затем согласие местного собрания и потом решение правительства. Эту процедуру запустили всего в прошлом году», - поясняет Мстислав Русаков.

Яак Аллик: в 90-х русские объявили Русской культурной автономии бойкот

Другой гость передачи, член Рийгикогу, а в прошлом - министр культуры Эстонии Яак Аллик, напомнил, что в 90-х годах местные русские объявили идее создания Русской культурной автономии бойкот. «Причина была в том, что по закону её могли создавать только граждане Эстонии. Однако, в течение последних лет уже три инициативные группы подали заявки на создание русской культурной автономии. Одной из них действительно уже отказали на уровне Госсуда, но заявления двух других по-прежнему находятся на рассмотрении в Минкульте, и я думаю, что рано или поздно министерство должно будет предоставить одной из них право создавать национальные списки».

Яак Аллик согласен с Русаковым в том, что государству появление Русской культурной автономии невыгодно. «Автономия дает структуру, русская община структурируется, будут созданы выборные органы, и тогда государство должно будет общаться уже с ними. Если вернуться к проблеме русской школы, то при наличии автономии проблемой занималась бы уже именно автономия. В рамках автономии создавались бы русские школы и в этом случае государство по закону должно было бы поддержать их финансово так же, как и муниципальные школы. Поэтому сегодня политические партии и силы препятствуют созданию Русской культурной автономии», - заявил политик.

Комментарии
Copy
Наверх