Божья роса на элитном погосте

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Покой им только снится.
Покой им только снится. Фото: Коллаж автора

19 декабря выдающемуся советскому и партийному деятелю, талантливому военачальнику, маршалу Советского Союза, члену Союза писателей СССР, лауреату Ленинской премии в области литературы, товарищу Леониду Ильичу Брежневу исполнилось бы 105 лет.

Сегодня писательские лавры дорогого Леонида Ильича не дают покоя многим. Правда, в отличие от старых, «застольных» времен, теперь в Эстонии народ не заставляют конспектировать и изучать книги великих литераторов современности. Например, тех, кто недавно презентовал плоды своего литературного творчества в Финляндии. Да и при всех различиях в направлениях литературы, это все-таки не «Малая Земля», не «Целина», и даже не «Возрождение». Брежневу-то книжки писали лучшие публицисты Советского Союза. А тогда произведения выдающегося писателя страны советов заставляли изучать и конспектировать поголовно всех: школьников и солдат, студентов и офицеров, ученых и инженеров, даже космонавтов. Представляете, академик Сахаров в перерывах между работой над новейшей водородной бомбой сидит и конспектирует литературные шедевры Брежнева!

Однако за год до кончины дорогого Леонида Ильича, в северной столице России случился конфуз, от которого в бешеном ритме застучали сердца в Большом доме на Литейном, Смольном и даже на Старой площади в Москве. Вышел очередной номер журнала «Аврора», на обложке которого был помещен портрет маршала Брежнева в парадном мундире при всех регалиях. Анонсировалось, что товарищу Брежневу исполняется 75 лет. И в этом номере, аккурат на 75-й странице появился рассказ, нет, даже рассказик Виктора Голявкина под названием «Юбилейная речь». Он маленький, так что приведу его полностью.

“Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот - поистине не человек! Он живет и не думает умирать, ко  всеобщему удивлению. Большинство считает, он давно умер, - так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Он заслужил эту честь! Он сидит передо мной, краснощекий и толстый, и трудно поверить, что он умрет. И он сам, наверное, в это не верит. Но он, безусловно, умрет, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром, он так любил лошадей. Могилу его обнесут решеткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решетке. 

Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища. Наконец-то, - воскликнул я, - он займет свое место в литературе! Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам не придется ждать. Он нас не разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он еще не закончил, и поскорее обрадовать нас”. (Аплодисменты).

Неприятности, которые буквально в день выхода этого номера поимели главный редактор журнала и автор «Юбилейной речи», можно охарактеризовать одним словом: «Поимели».

Слава Богу, в Эстонии политики не так одержимы литературными порывами, как советская партийно-хозяйственная номенклатура. Тут даже приличных мемуаров не отыскать. Разве что, на полках в библиотеках можно найти книги и журнальные статьи бывшего президента новой Эстонии Леннарта Мери. Так то ж был профессиональный писатель, и, между прочим, хороший. Ну, и заодно, президент страны. А не наоборот.

Но вот другие амбиции современным политикам не чужды. Как в Эстонии, так и в России. Когда в Москву привезли из Нового Афона Пояс Пресвятой Богородицы, тысячи людей смиренно стояли в очереди к Храму Христа Спасителя, чтобы поклониться святыне. Одиозная Ксения Собчак в эти дни выложила в Интернете «бомбу»: фотографию спецпропуска на поклонение к ларцу с поясом Богородицы. Пропуск на две персоны и в любое время.

Что-то не припомню, чтобы в советское время существовали спецльготы на поклонение к святыням. Правда, тогда номенклатуре было опасно афишировать свои религиозные убеждения. Это потом, при Ельцине, они начнут работать «подсвечниками», и теперь, при верующем Путине они не постесняются публично перекреститься. Тогда же для них были нормой спецпайки, спецбронь в театры, распределители в гастрономах и книжных магазинах. Но, чтобы в храм по спецпропускам…

Сегодня на постсоветском пространстве льготы имеют, в первую очередь,  нувориши. Помните, про «нового русского», который впервые попал в Москву, и у него была «программа-минимум»: ГУМ-ЦУМ, Большой театр и мавзолей? Первые два пункта выполнил без проблем. Пришел на Красную площадь, а в мавзолей – гигантская очередь. Он подошел к дежурному милиционеру, всучил тому брикет с зеленью. Мент спрашивает: «Господин, скажите, вы сами зайдете или вам его вынести?»

За нуворишами следуют политики и чиновники России, которые своими «льготами» поставили общество на уши. Достаточно вспомнить «синие ведерки». И их эстонским коллегам не резон отставать. И, уж, коли Эстония «впереди России всей», то и льготы у номенклатуры должны быть солидней. Что там, мигалки и крякалки, в Европе это вообще считается признаком дурного тона. То ли дело - в условиях кризиса и жесточайшей экономии (со стороны народонаселения) члены парламента голосуют за повышение себе зарплат и компенсаций! Или ходатайство канцелярии Рийгикогу о выделении мест под захоронения на элитном кладбище «Метсакальмисту»! Это вам не синие ведерки, это будет покруче!

Эстонским политикам явно жмут костюмы-тройки. Они примеряют маршальский мундир товарища Брежнева. Их политический туризм, дорогие в эксплуатации спецхутора, авансовые отчеты и чеки, предоставляемые в бухгалтерии (от представительских обедов в лучших кабаках, до затрат на почтовые марки и конверты), другие представительские расходы, различные компенсации – это не серьезно, даже, можно сказать, не солидно. То ли дело, бронирование мест на элитном погосте! Так, глядишь, и до персональных мавзолеев дело дойдет!

И, что самое интересное, номенклатура не стесняется своих льгот в условиях, когда народ страдает от необоснованного безудержного роста цен, на который она, номенклатура, якобы повлиять не может.

О каком стеснении речь, если любой дождик в глаза, для них – божья роса…

Наверх