Член правления Эстонского института внешней политики Эркки Баховски считает исторический документ, опубликованный российским МИДом, классическим примером нелогичности, пишет Postimees.
Баховски: если эстонцы так хотели вступить в СССР, почему вы так легко обвиняете нас в фашизме?
В этом документе, где утверждается, что эстонский народ добровольно избрал в 1940 году советскую власть, по словам Баховски, все перепутано.
«Понятно, что речь идет о предвыборном периоде, когда в России все пытаются доказать, насколько они патриотичны, но историческая трактовка могла бы быть логичнее даже в более неприятном для нас виде».
По словам Баховски, заключение пакта Молотова-Риббентропа на Западе считается однозначно аморальным. Однако наиболее интересно в «открытиях» российского МИДа, по словам Баховски, является то, что широкие народные массы поддерживали в 1940 году вступление в СССР.
«Почему же тогда, дорогие друзья из российского МИДа, эстонцы приветствовали немецкие войска в 1941 году как освободителей и почему в 1944 году они видели в Красной армии большего врага, чем Вермахт?» - поинтересовался Баховски.
«Кстати, Россия все время сует это эстонцам под нос, и слово «фашист» по отношению к эстонцам широко используется, однако если эстонцы в 1940 году так хотели вступить в Советский Союз, почему тогда Эстонию так легко обвиняют в неонацизме и фашизме, - спросил Баховски. – Но империя, даже если это wannabe империя, может позволить себе нелогичности».
Напомним, на днях на эстонской стороне портала Postimees развернулась широкая дискуссия вокруг официального документа МИД РФ, опубликованного 17 ноября 2011 года, и озаглавленного как «Внешнеполитическая деятельность СССР накануне Великой Отечественной войны» (справка).
Согласно версии Москвы, «после оккупации германскими войсками Франции в июне 1940 г., международная обстановка существенно осложнилась, усилилась угроза гитлеровского нападения на другие страны. В советско-германских отношениях стала заметно возрастать напряженность. В августе 1940 г. на седьмой сессии Верховного совета СССР в докладе о внешней политике советского правительства отмечалось, что мир находится накануне «нового этапа усиления войны».
Наряду с укреплением промышленно-экономической базы Советского Союза, подготовкой страны к обороне, необходимо было создать, насколько это было возможно, максимально благоприятные позиции на международной арене».
В связи с этим «особое значение советское руководство придавало укреплению северо-западных рубежей. Важно было не допустить превращения Прибалтики в плацдарм агрессии против СССР. Несмотря на заключенные осенью 1939 г. договоры о взаимопомощи с Литвой, Латвией и Эстонией, правительства этих стран продолжали проводить антисоветскую политику. Они создавали трудности прежде всего при решении конкретных вопросов, связанных с размещением советских гарнизонов в этих странах и одновременно расширяли сотрудничество с нацистской Германией. Правительствам прибалтийских стран неоднократно указывалось, что такие действия нарушают их обязательства по двусторонним договорам.
Однако политика правящих кругов прибалтийских стран не поддерживалась большинством населения, и после состоявшихся в июле 1940 г. выборов в Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственную думу Эстонии к власти в этих государствах пришли лояльные к Советскому Союзу силы. Все вышеупомянутые законодательные органы обратились к Верховному Совету СССР с просьбой принять их страны в состав советского государства, и в начале августа 1940 г. эта просьба была удовлетворена. В результате - безопасность северо-западных рубежей СССР упрочилась, что серьезно улучшило условия для отпора германской агрессии на этом направлении».
В то же время МИД РФ пишет следующее о знаменитом пакте Молотова-Рибентроппа: «Одним из шагов, направленных на оттягивание начала войны с Германией стал советско-германский договор о ненападении больше известный как «пакт Молотова – Риббентропа». Этот документ и прилагавшийся к нему секретный дополнительный протокол о разграничении сфер интересов был подписан 23 августа 1939 г.
Моральный и политический ущерб для СССР, заключившего договор с нацистским режимом, представляется очевидным. Однако факт остается фактом: договор позволил СССР выиграть около двух лет для укрепления обороноспособности и подготовки к неизбежному вооруженному столкновению с Германией (другой вопрос, вызывающий споры – насколько эффективно это время было использовано), западная граница СССР была отодвинута в среднем на 300 км., западные районы Украины и Белоруссии были объединены с остальной частью этих республик».