Историк: это показывает лицо Кремля
Протест против интерпретаций истории, распространяющихся МИД России, выражают и литовские историки. По мнению историка Альгимантаса Каспаравичюса, этт документ отражает не только настроения Кремля 70 лет назад, но и нынешнее отношение РФ к некоторым государствам.
"Глядя сквозь политическую призму на "Справку", становится ясно, что ее создание в отделе МИД России и публикация на официальном сайте показывает не столько интерес этого ведомства к политической истории ХХ века, сколько политизирование истории и угрожающие, быть может, даже шовинистическая политическая аспирация на международной арене.
Искажение всем известных исторических фактов и событий, тенденциозная их интерпретация не служит миру, историческому и политическому прогрессу, не создает достойное общение, взаимоуважение и доверие между народами, нациями и странами", - сказал Каспаравичюс.
По его словам, тезисы российских дипломатов и выбранные термины могут рассматриваться как намеки на будущие претензии Кремля. "Вся эта терминология, манипуляции историческими правами, юридическим тождеством и правонаследованием Российской Империи — СССР — Российской Федерации создает достаточно серьезные прецеденты для РФ в определенной политической перспективе оспаривать права некоторых соседних стран на историческую государственность, добиваться насильственной аннексии стран, народов и их территорий", - сказал историк.
Каспаравичюс отмечает, что оккупацию балтийских стран (не упоминая этого слова) МИД России объясняет страхом СССР за свою безопасность, но при этом забывает о нарушенных СССР международных обязательствах. Обвинение балтийских стран в пособничестве нацистам и представление пакта Молотова-Риббентропа как необходимость, якобы показывают тенденциозность нынешнего Кремля.
"В данном случае, очевидны двойные стандарты. По сути "Спаравка", представленный в ней взгляд на политическую историю Европы и мира отбрасывает РФ назад во времена агрессивного тоталитаризма, когда сталинский Советский Союз рассматривал себя как единственный авангард социального/политического прогресса, а окружающий мир – как врага, которого надо одолеть", - констатирует историк.