Лариса Ушничкова, новый директор ЦУ Русский музей и член правления организации ответила на вопросы, связанные с ее новой должностью.
Ушничкова: Конкурс проходил абсолютно честно
Почему вы решили баллотироваться на должность члена правления целевого учреждения «Русский музей»?
Многое в нашей жизни происходит случайно или, скажем так, при удивительном стечении обстоятельств. Не могу сказать, что я сидела и годами мечтала: вот бы стать директором музея! Хотя, честно говоря, иногда такие мысли витали, но где-то глубоко «в закромах» и вовсе не привязанные к чему-то конкретному. Просто накопленный к настоящему моменту разнообразный опыт позволил мне сделать этот весьма ответственный шаг.
Об объявленном конкурсе я узнала абсолютно в общем порядке — из прессы. И то, что в итоге выбрали именно мою кандидатуру, стало для меня большой неожиданностью. Конечно же, очень приятной, но вместе с тем и очень ответственной.
С одной стороны, я архитектор-практик, имею высшее образование, окончила в Петербурге архитектурный институт (сегодня это Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). Кстати, моя дипломная работа была связана с Эстонией, я проектировала «Музей современного искусства в Таллинне». Этот проект был удостоен Диплома 2-ой степени на ежегодном конкурсе студенческих дипломных работ СССР за 1985 год. Теперь в моем «багаже» уже 20-летний стаж архитектурного проектирования (осуществлено более 60-ти авторских проектов в Эстонии и за рубежом), являюсь членом Союза Архитекторов Эстонии.
С другой стороны, мне всегда была интересна и близка тема исторической, архитектурной и русской культуры Эстонии. Это не просто слова. Личный интерес двигал меня к исследовательской деятельности. Например, я владею действующей лицензией на проектирование и реставрацию зданий, находящихся под охраной государства, получила большой опыт в реконструкции зданий-памятников архитектуры.
В свое время работала как гид, проводила экскурсии по Старому городу. С 1996 года преподавала в высших учебных заведениях «Историю архитектуры», создала авторский курс лекций, основанных на многочисленных архивных документах, первоисточниках зарубежной и отечественной литературы и личных исследованиях.
Так получилось, что с 2006 года стала активно заниматься изучением истории и архитектуры города Нарва-Йыэсуу (в прошлом Гунгербурга), на протяжении последних двух лет вела научно-исследовательские изыскания по восстановлению Владимирской православной церкви в городе Нарва-Йыэсуу, занималась поиском соответствующих документов в архивах и учреждениях Эстонии и Санкт-Петербурга. В 2010 году эта идея нашла поддержку и отклик у Митрополита Таллинского и Всея Эстонии Корнилия и Епископа Нарвского Лазаря.
Также в марте 2011 года при содействии художника Владимира Аншона состоялась встреча с матушкой Пюхтицкого монастыря Филаретой, по просьбе которой в архивах Тарту и Петербурга мной были найдены и переданы в монастырь уникальные архивные материалы.
Одним словом, накопленный к сегодняшнему моменту опыт и искренний интерес к этой сфере деятельности дали мне надежду, что мое участие в конкурсе вполне возможно. Свой опыт мне хотелось применить к новому, большому и интересному делу, поделиться накопленными материалами и умениями с аудиторией. Теперь у меня есть шанс. Есть возможность проявить самые лучшие профессиональные и человеческие качества, объединить творчество и административные навыки, созидательно работать в интересах Русского музея, города и жителей Эстонии.
В какой сфере вы работали раньше и как опыт предыдущей работы поможет вам на новом месте?
Помимо 20-летнего опыта архитектурного проектирования и исследовательской деятельности, имею 9-летний опыт работы в качестве руководителя фирмы, 2-летний опыт работы в качестве чиновника: в Городской Управе Нарва-Йыэсуу, на должности городского архитектора. Имею опыт публичных выступлений, создания экспертных комиссий. Безусловно, всё это в помощь к моей новой должности.
Однозначно пригодятся мои навыки работы в архивах. Я легко ориентируюсь в архивных поисках, изучила систему изыскания документов во многих архивах и библиотеках.
В результате архивных исследований мне удалось собрать уникальный материал в виде многочисленных копий архивных документов и фотографий, которые так или иначе связаны с историей Эстонии и России, именами русской и эстонской интеллигенции. На основе данных документов уже сейчас можно подготовить интересные просветительские выставки.
Для чего нужно целевое учреждение «Русский музей», какой деятельностью оно занимается?
Целевое учреждение или сокращенно ЦУ (Sihtasutus (SA) образуется с целью управления и пользования имуществом с установленной некоммерческой целью. Как правило, государственные ЦУ создаются для того, чтобы уравнять распределение средств в какой-либо области деятельности, сделать этот процесс менее зависимым от министерств.
ЦУ «Русский музей» (его называют еще и «фондом») по юридической форме является некоммерческим объединением, созданным в общественных интересах, его цель - создание Русского музея, обеспечение его жизнедеятельности. Более подробно со всеми юридическими документами возможно ознакомиться на интернет-странице Таллинской Городской Управы.
Что будет входить в ваши обязанности? Какие задачи перед вами ставит совет целевого учреждения «Русский музей»?
Безусловно, стратегия, концепция и тактика уже намечены, но пока находятся в стадии обсуждения. Основное направление — в кратчайшие сроки сделать всё возможное для того, чтобы Русский музей стал полнокровным организмом, чтобы все знали, что музей существует, работает и его деятельность доступна, необходима и востребована населением.
Мы планируем широко использовать новые технологии и интерактивное пространство, активизировать связи и сотрудничество с музеями и учреждениями культуры Эстонии и России. В музее необходимо проводить фондовую, экспозиционную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную работу. Мы хотим радовать публику выставками, творческими встречами, лекциями. И, конечно же, мы приветствуем участие всех, кто знает и любит русскую культуру, интересуется ею.
К нам поступила информация, что должность члена правления предлагалась и другим кандидатам, если они согласятся рекламировать центристов. Как вы прокомментируете эту информацию?
Никак не прокомментирую, ко мне такая информация не поступала. Я не являюсь представителем ни одной из партий.
Пришлось ли вам пойти на какие-либо уступки для того, чтобы получить эту должность?
Если вы намекаете на некую сделку с моей совестью, то хочу еще раз подчеркнуть, что конкурс проходил абсолютно честно. Предоставленные на конкурс документы я сдавала в общем порядке, многих членов Совета впервые увидела на собеседовании и до последнего момента не знала и не верила, что выберут именно меня. Я искренне благодарна Совету за их выбор и надеюсь, что смогу принести на этом поприще значимую пользу. Мне бы этого очень хотелось!