Возможный союз РПЭ и социал-демократов – лакмусовая бумажка или реальный политический шаг?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Владислав Копылков
Владислав Копылков Фото: Из личного архива

На вчерашних переговорах с Социал-демократической партией относительно возможного сотрудничества представители Русской партии заверили, что не разделяют радикальных взглядов баллотировавшегося на парламентских выборах в их списках Димитрия Кленского и считают сотрудничество с ним и "другими экстремистами" ошибкой, достойной сожаления.

Любопытно, что это озвучил лидер социал-демократов Свен Миксер, в то время как лидеры РПЭ пока никаких комментариев по этому поводу не давали. В любом случае, даже если представители РПЭ подтвердят правдивость данной информации, на их имидже это скажется не лучшим образом, ибо им ясно указали, что они сотрудничали с «экстремистами».

Если абстрагироваться от личности Кленского и его политической деятельности, то встает справедливый вопрос - почему была допущена эта ошибка и почему сожаление выражается именно сейчас? На прошедших выборах в парламент Эстонской Республики была сформирована «Русская сборная», в которую вошли представители РПЭ и другие видные политические деятели, например, Кленский. Мотивы создания такой сборной были ясны, РПЭ, «Список Кленского» и другие выдвиженцы, называющие себя представителями русскоязычного меньшинства, решили объединиться, чтобы иметь реальный шанс на проход в Рийгикогу. Преодолеть необходимый барьер по итогам выборов им не удалось. Что же удалось? Первое, оттянуть мизерный процент голосов у центристов и социал-демократов. Второе, в очередной раз продемонстрировать, что нынешние политические силы, которые позиционируют себя, как представители и лидеры русскоязычных жителей Эстонии, не имеют реальной поддержки, необходимой для решения поставленных задач.

Возникает вопрос, почему такой сценарий не был просчитан изначально, используя социологические исследования, благо социологи в штабе «Русской сборной» были. Можно было заключить союз с социал-демократами уже тогда и сегодня иметь большее представительство русских политиков в парламенте Эстонии. Вместо этого был сделан выбор в пользу «экстремистов», была допущена ошибка? По-моему, такая формулировка звучит не совсем корректно и работает против имиджа партии. Неужели в «Русской сборной» действительно верили в успех, учитывая, что Кленский и его партии проиграли все выборы, в которых участвовали? Отвечая на этот вопрос, можно предположить, что, скорее всего эта была банальная политическая недальновидность, а не проект по оттягиванию голосов у других партий. Набранный «Русской сборной» процент слишком низок, чтобы всерьез ставить вопрос по оттягиванию голосов. Но даже если такая задача и стояла, то и она не была выполнена.

Как подобные заявления РПЭ отразятся на политической обстановке и какой расклад сил мы будем иметь к следующим выборам? Если Кленский не последует примеру своих бывших соратников по «Ночному дозору» и не уедет в Россию. То, скорее всего он будет пытаться создать новый список для участия в выборах. Что это будет за список, кто туда будет входить – покажет время. Но без серьезного обновления политических рядов, преодолеть необходимый для прохода в Рийгикогу барьер не удастся. Если Кленский останется один, и будет дальше в одиночку пытаться прорваться в Европарламент и Рийгикогу, то на его политической карьере в Эстонии можно ставить крест. Учитывая, что Кленскому редко удается находить политический компромисс даже со своими союзниками, его желанием быть всегда первым номером и его постоянная оглядка на Россию, перспективы его «ренессанса» на политической арене Эстонии весьма призрачны.

Сейчас сложно спрогнозировать к чему приведут переговоры социал-демократов с РПЭ, но если такой союз действительно состоится, и это не будет лишь лакмусовой бумажкой, то это серьезный политический шаг, которого русскоязычные жители Эстонии ждут уже давно. Это реальная возможность получить большее количество русских политиков в парламенте. Будут ли эти политики ставить вопрос о проблемах русскоязычного меньшинства и интеграции в стране? Очень бы хотелось в это верить, все будет зависеть от списка РПЭ в будущем союзе, если такой конечно состоится. Важную роль сыграют и условия, на которых будет построен союз, равноправные возможности или же поглощение и указания.

Если же все эти переговоры ни к чему не приведут, то единственная сторона, которая от этого выиграет – Центристская партия. Русские, разуверившись в способности РПЭ решать серьезные задачи и уставшие от демагогии Кленского – пойдут голосовать за центристов. Свой процент русских голосов получат и социал-демократы, насколько он будет высок, зависит от того, как будут обыграны переговоры с РПЭ, и кто будет выставлен виноватой стороной. Откровенно говоря, за переговорным столом РПЭ и Социал-демократической партией сейчас решается, какой политический расклад сил мы будем иметь в будущем. Надеюсь, мы получим достойное представительство, время обновления политических рядов и реальных политических шагов настало уже давно.

Ключевые слова

Наверх