Какие письма писал Довлатов Бродскому?

Елена Скульская
Copy
Андрей Арьев, близкий друг Довлатова, рассказывает, как тот провоцировал собственные сюжеты.
Андрей Арьев, близкий друг Довлатова, рассказывает, как тот провоцировал собственные сюжеты. Фото: Яанус Ленсмент

24 августа в Доме писателей в рамках «Литературной беседки» (с 13.00 до 17.00) состоится встреча с главным редактором журнала «Звезда», писателем Андреем Арьевым. Вопросы будут задавать студенты Театральной студии «Поэтическое содружество», они же будут читать письма Сергея Довлатова к Иосифу Бродскому.

- Нас всех очень волнует судьба толстых журналов в России. Особенно трепетно мы относимся к вашей «Звезде», где довольно часто публикуются русские и эстонские писатели нашей страны. Очень много сделала «Звезда» и вы лично для популяризации творчества Сергея Довлатова. Недавно журнал отметил 95-летие. Хотелось бы верить, что 100-летие журнала будет отмечаться в обстановке спокойной уверенности в завтрашнем дне. Есть ли на это надежда?

– Журнал за пять лет никуда не денется, правда, что касается его редакторов, тут загадывать не приходится. Все мы ходим неизвестно под чем.

- Как вам удается сохранять добрые отношения с теми людьми, чьи произведения вы отвергаете?

- Это большая и самая для меня неприятная проблема: любой автор, получающий свою рукопись обратно, если не гневается, то все равно без неприятного осадка в душе с возвращенной рукописью не уходит. Если отказ повторяется, то со временем отношения затуманиваются. Лишь избранные, как правило интеллектуально развитые (не скажу что обязательно самые талантливые), понимают, что у нас есть собственные вкусы, не говоря уже о журнальной стратегии (что-то нам может показаться устаревшим, что-то дублирующим уже напечатанные или принятые к печати работы, что-то просто не лезет по объему, жанру, поднадоевшей тематике и т. п.).

В редакторской работе это необычайно тяжелый груз – отвергать вещи людей дружески к тебе расположенных. Так что насчет популярной сентенции, дескать, «правду говорить легко и приятно» я очень сомневаюсь. Во всяком случае, это никогда не так, когда дело идет об оценках вещей художественных. Гармония – нематериальна. Определения ее волей-неволей субъективны. Но даже, когда перед тобой графоманское изделие, поди скажи, к примеру, однокласснику или приятелю со студенческой скамьи: «Прости, мой друг, это графомания!»

- На фестивале прозвучат несколько писем Довлатова Иосифу Бродскому. Отличаются ли они от всех других писем Довлатова, который к Бродскому относился с трепетом?

– Отличаются – прежде всего лаконизмом. Довлатов был, помимо прочего, человеком, чутко улавливающим психологический тип и амбиции собеседника. Поэтому Бродскому, признанному им самим «гением», писал «с почтением», только по делу. Но С. Д. не был бы самим собой, если бы не добавлял к информации какой-нибудь забавный штрих или сплетню - их И. Б. весьма ценил: «Больше всего я люблю метафизику и сплетни» - его, цитированные самим Довлатовым, слова (в «метафизике» С. Д. был «шероховат», зато во всяческих шутках изощрен, как мало кто).

VI Международный фестиваль "Дни Довлатова в Таллинне" пройдет с 23 по 25 августа. Программу фестиваля можно посмотреть здесь.
Комментарии
Copy
Наверх