Государство наконец исправит ошибку «ошибочно признанных гражданами» (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Проблема гражданства Алли Рутто решится с помощью поправок в Законе о гражданстве, но беда многих других эстонских абхазцев - нет.
Проблема гражданства Алли Рутто решится с помощью поправок в Законе о гражданстве, но беда многих других эстонских абхазцев - нет. Фото: Birgit Püve

Как сказано в пояснительной записке законопроекта, поправка к Закону о гражданстве уменьшает социальные напряженности в обществе. В Обществе потомков оптантов хотели бы однако увидеть более широкомасштабное и более содержательно решение проблемы признания гражданами потомков оптантов. Будет ли оно когда-нибудь, неизвестно, пишет Postimees.

Планирующиеся Министерством внутренних дел поправки к Закону о гражданстве должны наконец прояснить возникшую в государстве правовую путаницу, из-за которой под ударом оказались «ошибочно признанные гражданами» абхазские эстонцы.

Долгое время обсуждаемую проблему можно подытожить так: с 2003 по 2015 гг. государство выдавало людям гражданство Эстонии на основании архивных документов, которые подтверждали, что их предки ходатайствовали о том, чтобы их считали гражданами ЭР в рамках оптации на основании Тартуского мирного договора.

Но позже Департамент полиции и погранохраны изменил административную практику и сказал, что исключительно на основании архивных документов больше никто гражданство не получит.

А в 2018 году, Госсуд вынес решение, что гражданство по рождению на ошибочном основании получили около ста человек - те эстонцы, предки которых эмигрировали из Эстонии до провозглашения Республики и не вернулись после установления Тартуского мира. Госсуд счел, что если выбравшие тогда эстонское гражданство люди не переехали в Эстонию, то они и их потомки не имеют право на гражданство Эстонии по рождению.

Предоставленным Тартуским мирным договором правом выбрать гражданство Эстонии воспользовались около 80 000 проживавших на тот момент в России человек. Однако в Эстонию в 1920-1923 годах из них переехали лишь около 38 000.

«Ошибочно» получила гражданство и Алли Рутто, проживающая в Абхазии, которая летом прошлого года обратилась в Департамент полиции и погранохраны, чтобы продлить свой эстонский паспорт, который она получила как раз в период 2003-2015 гг. Ей заявили, что поскольку ее предки — Якоб Рейльян и Мартин Рутту остались в Абхазии, их свидетельства о гражданстве ничего не значат, а гражданами по рождению не являются ни Алли, ни ее дети и внуки.

Также ей сказали, что она все-таки может получить паспорт, если откажется от российского гражданства. Однако для Алли это было бы неразумным решением, поскольку без российского паспорта жить в Абхазии очень трудно.

«Государство должно обращаться со своими людьми справедливо, и если государственные чиновники ошиблись, то в ходе исправления ошибки не должны страдать люди. Это подрывает доверие людей к государству», - сказала тогда Керсти Кальюлайд, комментируя историю семьи Рутто. Канцлер юстиции Юлле Мадизе также неоднократно поднимала эту тему.

Согласно предложенным поправкам к Закону о гражданстве, люди, которые получили гражданство Эстонии по рождению на ошибочных основаниях, в дальнейшем не должны будут доказывать, что отказались от другого гражданства, и их гражданство будет считаться действительным без каких-либо условий.

В рамках законопроекта, который был направлен на согласование на минувшей неделе, государство признает гражданами ЭР по рождению потомков оптантов, которых ранее государство уже признавало гражданами по рождению. И они смогут даже сохранить российское гражданство.

Логика простая: у людей, получивших гражданство по рождению, никто не может отнять его, и человек должен сам выбирать, от какого гражданства отказываться. Если же он этого не сделает, санкций не последует.

Изменения в Законе о гражданстве коснутся 59 человек, которые получили гражданство по рождению в период 2003-2015 гг. в рамках оптации. Однако проблему абхазских эстонцев, которых гораздо больше, эта поправка к закону решит только частично.

Поэтому в среду Общество потомков оптантов собралось, чтобы обсудить законопроект. В Обществе считают, что установленными временными рамками в законопроекте без права на эстонское гражданство по рождению хотят оставить тех потомков оптантов, которые не ходатайствовали о получении гражданства ЭР, но имели на него право.

Потомки оптантов ждали решения Министерства внутренних дел более года. Когда весной этого года они предложили министерству помочь абхазским эстонцам с проблемами, связанными с гражданством, им обещали, что будут считаться с их мнением.

Однако этого не сделали. Член Общества потомков оптантов Леэни Лангебраун получила первый звонок от чиновников министерства только вчера, когда журналист Postimees начал узнавать в МВД, почему в министерстве не привлекали к обсуждению законопроекта заинтересованную группу.

По мнению членов общества, законопроект совсем не такой, на какой они рассчитывали. Лангебраун считает, что этим законопроектом государства просто хочет исправить свою ошибку и закрыть рот критикам, но не более того. Вопрос Postimees, планирует ли министерство продвинуться в решении проблемы абхазских эстонцев, пресс-секретаря МВД оставил без ответа.

«На данный момент разработан законопроект, который затрагивает признание гражданами Эстонии только тех лиц, которые ранее уже были признаны государством гражданами. Также мы сообщаем, что точно встретимся с представителями Общества потомков оптантов», – письменно ответили в министерстве.

Более подробно об этой истории семьи Рутто можно прочесть в опубликованном ранее материале здесь.

Наверх