Эстонское гражданство и виды на жительство: лицемерие Dura lex

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Максим Ликсутов
Максим Ликсутов Фото: SCANPIX

Эстонское законодательство в той части, что касается гражданства и видов на жительство, демонстрирует свое несовершенство и потворство двойным стандартам, пишет в "МК-Эстонии" Андрей Деменков.

Конец года в Эстонии выдался богатым на громкие паспортно-видовые скандалы, в эпицентр которых угодили входящая в правящую коалицию партия IRL и один из крупнейших, можно уже сказать, бывших эстонских предпринимателей Максим Ликсутов.

Проходной двор

В первом случае трое из IRL – Индрек Раудне, Сийм Кабритс и Николай Стельмах – погорели на продаже россиянам видов на жительство, поставив в крайне неловкое положение руководство партии, дорожащей своей репутацией блюстительницы национальных эстонских интересов. А очень скоро по какому-то загадочному совпадению вдруг выяснилось, что Максима Ликсутова, несколько лет назад получившего гражданство ЭР за особые заслуги, уже год как домогается Департамент полиции и погранохраны, прознавший, что тот получил российский паспорт и, стало быть, эстонского должен быть лишен.

После всех громких филиппик в адрес Центристской партии и лично ее лидера Эдгара Сависаара по поводу сомнительных связей с российской «Единой Россией», а главное – переговоров с высокопоставленными россиянами о получении денег вроде как на нужды строящегося православного храма, история с Раудне, Кабритсом и Стельмахом выглядит для имиджа IRL особенно удручающе.

Сколько бы «погорельцы» ни убеждали в том, что действия их абсолютно законны, что они помогали экономике Эстонии, привлекая в нее инвестиции, совершенно очевидно, что

политикам заниматься подобными вещами не пристало. Тем более, политикам IRL, о чем гневно высказался Март Лаар.

Да и термин JOKK («юридически все корректно») появился не вчера. Все участники этой истории прекрасно понимали, что использовали законодательную лазейку, чтобы торговать не столько видами на жительство в Эстонии и возможностью делать здесь бизнес, сколько свободой перемещения по странам Шенгена.

Лишенный заслуг

Дело Ликсутова, доселе очень тихое, было предано огласке именно сейчас совсем не случайно. Достаточно вспомнить, что Департамент полиции и погранохраны подчиняется МВД, возглавляет которое... член IRL Кен-Марти Вахер, коего, как бы он ни отнекивался, зацепил скандал с однопартийцами, торговавшими видами на жительство. Громкое имя явно пошло в ход, чтобы как-то приглушить неприятную историю и показать обществу, что партия все-таки бдит, невзирая на некоторые недостатки отдельных личностей.

Максим Ликсутов, уроженец Эстонии, получил гражданство ЭР в 2005 году за особые заслуги. Он инвестировал сам и привлек в экономику страны большие деньги, самый известный проект с его участием – угольный терминал в порту Мууга мощностью до 5 млн. тонн.

Этот же проект, едва начав работу, здорово пострадал из-за апрельских событий 2007 года, после которых резко сократился объем российского транзита через Эстонию. Угольная река и вовсе почти высохла. Возможно, поэтому Ликсутов все больше концентрировался на российской части своего бизнеса и в итоге перебрался в Москву окончательно.

Судя по всему, после апреля 2007 года он и принял решение взять российское гражданство. По сугубо
практическим соображениям, иначе давно отказался бы от синего паспорта.

Так и жил бы Ликсутов с двумя гражданствами, по крайней мере, до 2015 года, когда у него должен истечь срок действия паспорта ЭР, если бы не стал вершить чиновничью карьеру в Москве, получив назначение на высокий пост в столичном правительстве. Тут уже эстонское гражданство вступило в противоречие с российским законодательством, запрещающим работу на госслужбе обладателей иностранного паспорта. И Ликсутов вскоре после огласки его истории Департаментом полиции и погранохраны подал заявление об отказе от паспорта ЭР.

Это обстоятельство оказалось, с одной стороны, как нельзя кстати для IRL и чиновников МВД. Вроде как показали рабочее рвение – и последовал результат. В противном случае пришлось бы еще четыре года демонстрировать свою бесполезную принципиальность. С другой стороны, действия Ликсутова не дают повода задуматься над тем, как Эстония потеряла гражданина – крупного бизнесмена, который будет теперь работать на благо России. Для чиновничьей карьеры в Москве иных вариантов у него попросту нет.

Законное лицемерие

Между тем, обе скандальные истории наглядно показывают, что с законами в той части, что касается гражданства и миграции, у нас очевидные проблемы. Одновременно существуют лазейки, позволяющие за относительно небольшие деньги прикупить вид на жительство в Эстонии одним людям, которые здесь практически не бывают, и нормы, позволяющие отнять у других людей заслуженное ими гражданство.

А вот у правопреемного гражданина ЭР по рождению, будь он хоть распоследним бандюгой, невозможно отобрать эстонский паспорт, пусть у него еще хоть дюжина других паспортин. И даже для работы на госслужбе такая ситуация не помеха, разве что «мультигражданство» высших государственных деятелей не приветствуется.

Быть может, я заблуждаюсь, но мне всегда казалось, что законы должны работать на благополучие граждан и на процветание народа. И уж никак не быть лицемерными. Иначе таковым будет и общество. Ибо лицемерие возводится в ранг закона.

Наверх