Таллинн отказал в бесплатной парковке литовской компании, первой предложившей в Эстонии услугу каршеринга. Власти обосновали это решение соображениями экологии. При каких условиях город мог бы сменить гнев на милость?
Владимир Свет о каршеринге: я и сам сегодня воспользовался этой услугой (2)
На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире старейшина столичного района Кесклинн Владимир Свет.
Фрагмент беседы:
– В чем новая услуга не отвечает требованиям экологии?
– В центре Таллинна в зоне парковки südalinn и kesklinn есть около 3000 парковочных мест. Они построены и содержатся на деньги налогоплательщика. Компенсировать эти затраты помогает то, что каждый паркующийся должен за это платить. Это также позволяет регулировать количество машин в центре города.
Если одна из фирм хочет на льготных условиях парковаться на этих местах, налогоплательщик вправе спросить: «Должны ли мы делать скидки тем, кто хочет на этом деле зарабатывать?».
– А не кажется ли вам, что если эта услуга будет популярна, значит, она нужна налогоплательщику? Опыт других стран показывает, что услуга каршеринга востребована.
– Вы уже спрашивали, мог бы Таллинн сменить гнев на милость? Подчеркну, что никого гнева нет.
– Но вы отказали фирме в бесплатной парковке, значит, вставляете палки в колеса. Не так ли?
– Мы видим, что такое решение не мешает литовской фирме работать. Услуга уже предоставляется.
Я сам сегодня утром опробовал каршеринг и покатался специально для интервью Postimees на таком автомобиле. Работает!
Вопрос не в том, есть ли этой фирме место на рынке в Таллинне. Я надеюсь, что каршеринг для кого-то сможет заменить личный автомобиль. Вопрос заключается в том, должен ли Таллинн предоставлять льготы.
– Другие страны и города такие льготы предоставляют... Им важны плюсы этой услуги: часть автомобилистов оставляют свои машины во дворах и переходят на каршеринг.
– Возможно, плюсы существуют. А, возможно, их нет. Мы не располагаем ясными данными, как эта услуга повлияет на загруженность центра города автомобилями.
Город Таллинн не закрывает свою дверь перед компанией Citybee и другими фирмами. 31 октября городские чиновники будут встречаться с литовской компанией, чтобы обсудить некоторые нюансы.
Надо понимать, что услуга аренды автомобилей была запущена Citybee с некоторым упреждением – прежде, чем они успели встретиться с властями. Это нас не задело, но когда кто-то сообщает в пресс-релизе о том, что он чего-то хочет от города... Это нормально, что в такой ситуации город занимает спокойную, консервативную позицию.
Сейчас мы говорим о 135 каршеринговых автомобилях. За неделю с момента запуска услуги Citybee к городу обратилось несколько компаний с похожими предложениями. При этом в городе остается только 3000 парковочных мест.
На этих же местах паркуются жители центра и Старого города. Здесь не все так однозначно. Главное - убедиться в пользе этой услуги. Исходя из этого город будет принимать дальнейшие решения.
– На какую сделку согласился бы Таллинн?
– Здесь никакого торга нет. Речь не идет о сделке. Мы хотим понять суть этой бизнес-модели и то, как данная услуга изменит привычки автомобилистов.
– Возможен ли компромисс?
– Мы не можем пойти на то, чтобы предоставить фирме беспрецедентные парковочные льготы в качества «аванса», не имея на руках точных данных и исследований. Тем более, что отсутствие льгот не помешало компании запустить свой бизнес в Эстонии.
Мы всегда должны быть оптимистично осторожны в отношении новичков. Особенно, если учитывать, что власти хотят в будущем освободить центр города от машин.
Не исключаю, что каршеринг – одна из возможностей для этого. Но как город должен ею воспользоваться – это предмет анализа. Пока у нас нет четкого понимания, какое влияние окажет эта услуга на Таллинн. Опыт Москвы, Петербурга или Вильнюса – это еще не показатель.
Город предпочитает всем вариантам общественный транспорт и продолжает над этим работать.
– А почему вы решили, что пользователи общественного транспорта пересядут на арендованные автомобили?
– Это всего лишь точка зрения вице-мэра Калле Кландорфа. Пока эта услуга не изучена, и мы не знаем на 100%, кто будет ею пользоваться. Лично я верю, что в перспективе услуга каршеринга может позволить снизить автомобильную нагрузку на центр. Но это мое личное мнение. У других – другое видение.
Мы говорим о 135 каршеринговых автомобилях, которые работают на бензине.
Если подобные компании намерены занять прочное место в городской среде, то они должны переходить на электро- и гибридные автомобили.
– Вы готовы обсуждать эти вопросы за столом переговоров с каршеринговыми фирмами?
– Тут надо понимать, что обсуждать мы можем все, что угодно, но цели по уменьшению вредного влияния на окружающию среду и без этого известны каждому.
– Неужели полезное начинание разобьется-таки о «зеленые рифы»?
– Я пока здесь не вижу никаких рифов. Каршеринговая компания пришла в Таллинн, запустила свой бизнес.
По-моему, люди достаточно позитивно восприняли этот приход. Я и сам сегодня воспользовался услугой каршеринга. Впечатления – позитивные!
Но ситуация с нехваткой парковочных мест заставляет о многом задуматься. Наверняка, найдутся и те, у кого появление этих машин вызовет негатив.
Подробнее в повторе!
- В чем новая услуга не отвечает требованиям экологии? Неужели даже полезные начинания могут так быстро разбиться о "зеленые" рифы?
- Откуда взялась информация, что на каршеринговые машины пересядут пользователи общественного транспорта?
- Какие условия предлагала Таллинну фирма-новичок?
- На какую сделку согласился бы Таллинн?
- Возможно ли ввести тестовый период и отдать хотя бы часть парковочных мест под эксперимент?
- Когда Таллинн будет готов вновь рассмотреть заявку каршеринговых фирм? Что должно произойти, чтобы власти сменили гнев на милость?
Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia