Если вы получили анализ с неутешительным результатом, то не спешите впадать в отчаяние – ваши анализы могут быть ошибочными. Правда, в отличие от Америки, у нас можно пожаловаться на врачей, но вряд ли стоит рассчитывать на серьезную компенсацию, пишет «МК-Эстония».
Что делать и куда обращаться, если неправильно поставленный диагноз причинил вам массу неприятностей?
Татьяна раз в год сдает анализы, и очередная проба крови, в том числе на рак шейки матки, засвидетельствовала, что показания в три раза выше нормы. Поскольку письмо с результатами женщина прочитала в субботу утром, то все выходные прошли на успокоительных. В понедельник она записала на срочное обследование, заплатив круглую сумму. Оказалось, что Татьяна совершенно здорова.
Позже у семейного врача выяснилось, что проблема была в том, что женщина сдавала анализы во время критических дней. Хотя перед этим она поинтересовалась у лаборантки: на что повлияет ее нынешнее состояние? Татьяне объяснили, что критические дни влияют только на количество эритроцитов, не более того. Выходит, в случившемся
виновата и Таня (по незнанию), и лаборантка, которая не объяснила, что к чему. А ошибки лаборатории здесь нет.
Врач Юри Лаазик из крупнейшей в Эстонии частной лаборатории Quattromed HTI Laborid OÜ говорит, что по общему анализу крови нельзя давать окончательный диагноз о заболевании раком.
30-летний Константин сдал анализ и получил сообщение, что у него ВИЧ. При этом он был уверен на 100%, что никаких возможностей, чтобы заразиться, у него не было. Поэтому Костя со спокойной душой заново сдал кровь, и новый анализ был уже совсем другим – нормальным.
Как поясняет Юри Лаазик, очень редко бывает такое, что в лаборатории выявляют ложно-положительную реакцию на наличие ВИЧ. «Пациент не болен, но анализы могут показать, что человек инфицирован. С помощью скрининг-теста удается обнаружить наличие ВИЧ с довольно высокой точностью, но какой-то процент ложно-положительных анализов существует», - признает Лаазик.
Екатерина во время беременности получила результаты анализов скрининг-теста, которые говорили о вероятности генетических отклонений ребенка, в частности – синдрома Дауна. «У меня двое деток, и если бы я поверила анализам, то этих деток могло бы и не быть», – рассказывает Екатерина.
Юри Лаазик обращает внимание на то, что скрининг-тесты определяют только вероятность заболевания. «Если вероятность высокая, например, 1 к 20, то это означает, что 19 детей будут нормальными, а 20-й больной, - поясняет врач. – Чтобы сделать более точный прогноз, проводят генетические исследования – берут околоплодные воды, а затем на основе хромосомного анализа выясняют, этот ребенок один из 19 или тот самый с синдром Дауна».
В Эстонии, если пациент имеет претензии к медуслугам, которые ему оказали, можно обратиться с жалобой в экспертную комиссию по качеству услуг здравоохранения. Сделать это надо в течение 5 лет с момента предоставленной пациенту услуги.
Экспертная комиссия находится в Таллинне по адресу Гонсиори, 29. Связаться с ней или отправить жалобу можно по адресу info@sm.ee. Анонимные заявления не рассматриваются.
Полная версия статьи – в еженедельнике «МК-Эстония».