Совсем замолчать случай с Маргрет Ярв было нельзя: СМИ не предназначены для того, чтобы создавать розовую картинку, и не стоит питать иллюзий насчет совершенного благополучия и толерантности в эстонском обществе. С другой стороны, лично меня этот персонаж перестал интересовать после первых двух новостей на эту богатую тему, а примерно с четвертой вся эта история стала откровенно раздражать. Особенно когда ко мне в рамках очередного проекта обратились с просьбой наговорить по-эстонски чего-нибудь на видеокамеру от лица ласнамяэских русских.
Не стоит вытирать ноги о грязь
Господибожемой, это, простите, кому я должна доказывать, что я не «ласнамяэская тибла»? Девочке, воспитанием которой либо занимались не очень умные люди, либо не занимались вообще? Недоразвитым представителям различных национальных групп, искренне считающим Ласнамяэ неблагополучным районом, жители которого не заслуживают элементарного уважения? В чем, собственно, смысл?
Национализм и социальное высокомерие присущи любому обществу. В некоторых, правда, это считается дурным тоном и иногда наказывается. В других их поощряет и провоцирует власть и семья как представитель власти и авторитет для ребенка. Если девочку в детстве не научили, что «у каждой профессии запах особый», «мамы всякие нужны, мамы всякие важны» и прочей непопулярной ныне социалистической ерунде, то едва ли можно ожидать, что из нее вырастет образчик толерантности.
И это проблема отнюдь не эстонского национализма - всего лишь частный случай социального высокомерия. Вам не встречались русские представители благородного сословия «из грязи в князи», перебравшиеся на жительство в район Пирита или Виймси и искренне считающие жителей Ласнамяэ лузерами и недоумками? Мне, к сожалению, встречались. Равно как встречались и такие жители Ласнамяэ, о которых трудно сказать что-либо цензурное. Но как-то меня слабо волнует, что эти люди могут думать обо мне и моем районе, в котором я живу много лет, который люблю и считаю одним из наиболее удобных для жизни в столице.
Каюсь, мы слишком много ставили статей о том, что в действительности того не заслуживало. И мы не будем ставить очередной потенциальный хит о том, что «ласнамяэсцы ответили Маргрет Ярв», как это уже сделали наши эстонские коллеги, в том числе конкуренты. В конце концов, у здорового человека есть какой-то предел, после которого наступает отвращение.
Доказывать "визажисту-звезде" или кому-то еще, что ты не убожество, нет смысла. Не согласен с тем, что тебя назвали убожеством, - обратись в суд, авось, в следующий раз поостерегутся нести оскорбительную чушь прилюдно. Все остальные варианты – чистая коммерция и пиар, не имеющие никакого социального смысла.