Cообщи

Миксер и Черепанов будут петь Интернационал вместе

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Игорь Розенфельд
Игорь Розенфельд Фото: dzd.ee

Цель странного слияния «консервативной русской партии» Станислава Черепанова с «как бы левыми» социал-демократами очевидна – усилить русскую группировку соцдемов с целью противостояния (в составе правой коалиции) центристам на местных выборах осенью 2013 года.

На местных выборах 2013 г. правым нужны Таллинн и Ида-Вирумаа

Власть центристов в Таллинне – кость в горле правой коалиции (реформистов и IRL), к которой фактичеcки примыкают «как бы левые» соцдемы. На предстоящих местных выборах  (подготовка к которым, понятно, уже началась) правая коалиция, очевидно, хочет использовать соцдемов в качестве тарана («ледокола») или, скорее, троянского коня (старое выражение  Э. Сависаара) для усиления своего влияния в Таллинне и Ида-Вирумаа.

Важную задачу «отрыва» от центристов  (т.е. переубеждения,  если не сказать «разведения») в первую очередь русского и русскоязычного электората в данных регионах попытаются возложить на русскую часть соцдемов, теперь также и соратников С. Черепанова. На их плечах реформисты и IRL хотят победно войти в Таллинн и потеснить центристов в Ида-Вирумаа.

Замысел вполне понятен. Несмотря на декларируемые левизну и «социальность», эстонские социал-демократы в течение обозримого периода  во всех начинаниях были союзниками правой коалиции - партии Реформ и IRL. И когда  в 1992 г. вошли в правительство М. Лаара, и когда в 2001 году вместе с реформистами и исамалийтовцами продавали Эстонскую Железную дорогу,  и когда (в полном противоречии с собственной программой) постоянно отказывались поддержать предлагаемый центристами закон о прогрессивном подоходном налоге.

Участники многолетних нападок на казалось бы близких по программе центристов, соцдемы были и активными участниками «бронзовых» событий апреля 2007 года, в которые их вовлек тогдашний лидер (и по оригинальному совместительству - глава КаПо) Юри Пихль.

Никаких реальных попыток защиты русского и русскоязычного населения Эстонии соцдемы до сих пор не предпринимали. Недавно их глава Свен Миксер, например, публично и однозначно отказался защищать образование на русском.

Новейшие эстонские соцдемы: левые, которые правые. Идеология и конъюнктура

В большинстве стран Европы социал-демократы представляют левое крыло соответствующих парламентов. Есть настоящие левые и среди эстонских социал-демократов – например, Яан Каплинский (в партии с 2004 года) и Яак Аллик (с 2010 года).  (Правда, последнего на мартовских выборах 2011 года в Нарве правые уже начали использовать против М. Стальнухина).

Главой соцдемов, однако, выступает близкий к реформистам Свен Миксер, а главным идеологом партии до сих пор была Марью Лауристин – не только один из лидеров (вместе с Э. Сависааром) эстонского Народного фронта эпохи перестройки, но и организатор поворота НФ к  правонациональным группировкам. Последние  после 1991 года образовали партии типа «Отечества» М. Лаара и занялись активной «очисткой площадки».  

Войдя в правительство Лаара, М. Лауристин поместила соцдемов в число т.н. «белых» партий и лишь в 2009 года - да и то с оговорками и ненадолго - заговорила о коалиции с центристами.

«Соцдемовская» ниша реальным попутчикам (и, по сути, единомышленникам) эстонских правых оказалась нужной не сразу.  От взятого было в 1990 года названия они отказались в 1996 году, приняв титул Умеренных. Затем, лишь 8 лет спустя - в 2004 году - вернулись к названию соцдемов - но, понятно, вовсе не из идеологических, а скорее конъюнктурных соображений. Очевидной причиной принятия непопулярного среди официальных эстонских консерваторов (по сути - правых националистов) «красного» названия были европейская политическая ниша (в том числе теплые места в Европарламенте) и европейские деньги. На этой волне  влиятельные посты в партии заняли такие мало похожие на социалистов люди, как Андрес Таранд (долголетний представитель соцдемов в Европе), Юри Пихль, а также беглецы из центристов вроде С. Миксера. В социал-демократах (и ранее Умеренных) побывал даже…сам Т.-Х. Ильвес, в 2004 году возглавивший предвыборный список партии  . В руках соцдемов, включая Ю. Пихля, оказались обильные интеграционные фонды, обеспечивающие привлечение в партию также и русскоязычных.

«Ноев ковчег» эстонских соцдемов: яркая история  и странная современность

История социал-демократии, в том числе эстонской, - важная часть истории европейских левых. У истоков данного главного перед Первой мировой войнойтечения социалистов стояли такие фигуры, как  Ф. Энгельс в Германии и Г. Плеханов в России. Однако постепенно (не без участия вездесущих англичан) это течение социалистов подверглось разложению - сначала из-за оппортунизма (соглашательства с правыми), а затем и  шовинизма - поддержки своих правительств в мировой  войне. Поворот от интернационализма к шовинизму привел к «краху» II Интернационала.

Между войнами социал-демократы пытались сохранить в ряде европейских стран рыночную экономику и демократические институты, а после второй мировой войны способствовали созданию ряда успешных «социально-рыночных» экономик центральной и северной Европы.

В первой Эстонской республике были свои социалисты (социал-демократы), например, погибший в 1918 году Юри Вилмс или многолетний депутат Рийгикогу Михкель Мартна. Однако характерно, что эти фигуры (как и вся социалистическая традиция) никогда не интересовали нынешних эстонских соцдемов, но лишь - Левую партию и центристов.

На фоне яркой истории социал-демократов XX века их сегодняшние эстонские однопартийцы выглядят странно. У них, как в библейском Ноевом ковчеге - «каждой твари по паре», причем, зачастую (как и новоприбывшие черепановцы) не имеющих никакого отношения к заявляемой социалистичности и левизне. Небольшую группу реальных левых в эстонских соцдемах подавляют поставленные на главные посты  номенклатурные национал-патриоты типа  Х. Нестора и А. Таранда. Они определяют политику партии,  направляя ее (в особенности новоприбывших) против реальных союзников соцдемов – центристов. Характерные примеры –  короткое вице-мэрство В. Белобровцева в Таллинне и направление Я. Аллика и Е. Осиновского против центристов в Ида-Вирумаа.

Петь Интернационал будут вместе

Теперь эстонских национал-патриотов в соцдемах дополняют еще и  национал-патриоты русские. Как известно, на прошедших в марте парламентских выборах черепановцы были  важной частью т.н. Русской сборной, декларировавшей борьбу с центристами и русский национализм (он же «консерватизм»). Сборная (как и список Кленского) критиковала, например, быстровскую левую партию, которая  якобы «открестилась от русскости», а также плохих «русскоязычных», которые мешают Десятниковым и прочим проводить «русскую политику».

Увлеченные распилом немалых средств и критикой «красных профессоров», национал-патриоты эстонские и русские собрались под «красный зонтик», не заметив, что выступают от лица «красной» партии с соответствующей идеологией и атрибутикой. Не сильно афишируется, например, что гимном европейской социал-демократии (и Социнтерна) до сих пор остается… Интернационал.

Журналистам еще предстоит запечатлеть исполнение соцдемовской общественностью (старой и новой) их партийного гимна. Исполнять Интернационал на своих съездах или мероприятиях Социнтерна должны были, очевидно, все правильные «белые» выдвиженцы - С. Миксер, М. Лауристин, Таранды и Пихль с Ильвесом. Теперь им  будет подпевать  и свежеиспеченный социалист С. Черепанов.

Наверх