Сообщается, что эксперты проанализировали записи образцов голоса как членов экипажа, так и тех, кто мог находиться в кабине пилотов во время полета. Прокуратура уточнила, что анализировались записи "черных ящиков" как Ту-154, так и польского Як-40, севшего в Смоленске незадолго до этого. Эксперты подтвердили, что переданная 38-минутная цифровая копия записи соответствует оригиналу. Трудность с расшифровкой была вызвана высоким уровнем фонового шума и низкого качества микрофонов.
Напомним, МАК, который занимался расследованием авиакатастрофы, летом 2011 года сообщил о том, что генерал Бласик находился в кабине пилотов до самого столкновения Ту-154 с землей и якобы оказывал психологическое давление на экипаж. Его, в частности, обвиняли в том, что он настаивал на посадке, намекая на недовольство президента Леха Качиньского.
Российские следователи сообщали, что на присутствие генерала Бласика в кабине пилотов указывал характер повреждений, полученных им во время катастрофы, а также положение его тела после падения Ту-154. С версией была категорически несогласна вдова генерала, которая высказывала предположение, что тело ее мужа могло просто отбросить к кабине после удара самолета о землю.
Представитель военной прокуратуры полковник Иренеуш Шелонг, отвечая на вопросы журналистов во время пресс-конференции в Варшаве, отметил, что однозначного ответа на вопрос о том, был ли Бласик в кабине, нет. Полковник сообщил журналистам, что микрофоны, установленные в кабине пилота, действовали в районе пяти метров, и не зарегистрировали звука открывания и закрывания дверей. По наиболее вероятной версии, это может означать, что во время полета двери были открыты.