Cообщи

Канцлер юстиции: Закон о гражданстве противоречит Конституции

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Паспорта гражданина ЭР.
Паспорта гражданина ЭР. Фото: Toomas Huik

Канцлер юстиции Индрек Тедер считает, что Закон о гражданстве не соответствует конституционному принципу правомерного ожидания, а также основному праву на равенство.

Учитывая принцип правомерного ожидания, закон позволяет считать гражданами Эстонии только тех добросовестно действовавших лиц, кто необоснованно, по ошибке государства, получил паспорт гражданина Эстонии по закону, действовавшему до 1 апреля 1995 года. Тех же, кто стал ошибочно гражданином Эстонии после этой даты, закон не позволяет считать гражданами Эстонии.

Канцлер юстиции передал сегодня в Рийгикогу предложение о внесении изменений в Закон о гражданстве с целью согласовать его с Конституцией.

Принципы правомерного ожидания и правовой устойчивости вытекают из Конституции Эстонской Республики. Исходя из принципа правомерного ожидания, каждый может устраивать свою жизнь, зная, что данные ему права и обязанности стабильны и что государство не может свободно вносить в них изменения, неблагоприятные для человека. Соответственно праву на равенство, также приведенному в Конституции, законы должны ко всем лицам, находящимся в схожем положении, применяться одинаково.

Конституция предусматривает, что у каждого ребенка, один из родителей которого — гражданин Эстонии, есть право на эстонское гражданство по рождению. Право на эстонское гражданство оценивается при выдаче документа удостоверения личности гражданина. Таким образом, выдавая удостоверение личности, государство признает принадлежность человека к эстонскому гражданству. В случае, если человеку, ошибочно признанному гражданином Эстонии, паспорт гражданина выдается необоснованно, паспорт признается недействительным. В результате признания паспорта недействительным человека больше не считают гражданином Эстонии.

Пункты 2 и 3 статьи 32 Закона о гражданстве регулируют учет принципа правомерного ожидания в случае, когда административный орган ошибочно определил человека гражданином Эстонии и выдал ему необоснованно паспорт гражданина. Учитывая принцип правомерного ожидания, человека, ошибочно признанного гражданином, является возможным считать получившим эстонское гражданство. Это, однако, является возможным лишь в отношении тех лиц, кого административный орган ошибочно определил гражданами Эстонии и выдал паспорт граждан по версии Закона о гражданстве действовавший до 31.03.1995 года. С учетом принципа правомерного ожидания закон не позволяет считать гражданами тех, кого административный орган ошибочно определил гражданами Эстонии на основе вступившего в силу 01.04.1995 Закона о гражданстве.

Годы назад государство, выдавая паспорт гражданина, тем самым признавало людей гражданами Эстонской Республики. Исходя из этого, получившие документ люди добросовестно считали себя гражданами Эстонии, вместе со всеми правами и обязанностями, вытекающими из статуса гражданина. Следуя Конституции, необходимо защищать правомерное ожидание этих людей, чтобы государство не забрало у них гражданство. Ходатайствуя о получении удостоверяющих личность документов, эти люди действовали добросовестно, не предъявляя ни поддельных документов, ни ложных данных.

Решение о признании паспорта гражданина недействительным имеет интенсивное неблагоприятное влияние, так как человека не считают больше гражданином Эстонии. Так, например, оказался в сложном положении обратившийся к канцлеру юстиции заявитель, которому крайне сложно выполнить требования для получения постоянного вида на жительство и позже — эстонского гражданства, так как по семейным обстоятельствам этот человек проживает в Финляндии. Если раньше, будучи гражданином Эстонии, он мог пользоваться всеми правами гражданина Европейского союза, то с признанием его эстонского паспорта недействительным он оказался в положении, где ему фактически невозможно выполнить требования, необходимые для получения вида на жительства и ходатайства о гражданстве условия, не меняя при этом коренным образом устройство своей жизни. Также неожиданное признание паспорта недействительным и потеря гражданства может негативно повлиять на права третьих лиц. Например, если у человека, кто в результате получения эстонского паспорта считает себя гражданином Эстонии, рождается ребенок. В таком случае может изначально считающийся гражданином Эстонии ребенок остаться вовсе без гражданства.

Индрек Тедер считает, что и в случае лиц, ошибочно признанных гражданами Эстонии по версии Закона о гражданстве, вступившей в силу 01.04.1995 года, необходимо применять принцип правомерного ожидания, при условии, что эти лица действовали добросовестно и были признаны гражданами Эстонии вследствие ошибки административного органа. По оценке канцлера юстиции, отсутствует обоснованная цель, исходя из которой было бы необходимо делать разницу при применении принципа правомерного ожидания, между лицами, кто в результате ошибки административного органа был ошибочно признан гражданином Эстонии при выдачи удостоверяющего личность документа до или после вступления в силу Закона о гражданстве 01.04.1995 года. В 1995 году у государства уже были электронные базы данных и большие административные возможности, чем в годы непосредственно после восстановления независимости. Следовательно, факты ходатайства проверять было проще и ошибку государства при необоснованном признании лица гражданином, на основе вступившего в силу 01.04.1995 закона, можно считать более грубой, по сравнению с периодом после восстановления независимости. По данным Департамента полиции и погранохраны было зафиксировано, по меньшей мере, 87 случаев, когда человек, не предъявляя ни ложных данных, ни поддельных документов, был добросовестно признан гражданином Эстонии. По оценке канцлера юстиции, это число не является настолько большим, чтобы признания этих людей гражданами оказало негативное влияние на государственную политику в области гражданства.

Канцлер юстиции предложил Рийгикогу внести необходимые изменения в Закон о гражданстве, чтобы привести его в соответствие с Конституцией. Также, по мнению канцлера, законом необходимо разрешить задним числом случаи, где паспорт гражданина Эстонии уже признан недействительным. Признание недействительным и отказ в возобновлении паспорта по истечении срока его действия интенсивно нарушает права человека, так как в сегодняшнем обществе без документа, удостоверяющего личность, обойтись очень тяжело. В подобных случаях люди вынуждены ходатайствовать о получении вида на жительство для того, чтобы получить новые документы удостоверяющие личность. Обратная сила поправок к закону поможет также снизить трудовую нагрузку на суды, так как в противном случае тем, чей документ был признан недействительным Департаментом полиции и погранохраны, придется обращаться в суд для защиты своих прав.

Канцлер юстиции провел производство на основе заявлений двух лиц, касательно действий Департамента полиции и погранохраны в связи с признанием недействительными им ранее выданных паспортов граждан Эстонии. Департамент гражданства и миграции выдал заявителям эстонские паспорта в 1999 году. Обоим заявителям уже неоднократно продлевался срок действия этих документов по истечении срока действия. Несмотря на то, что административный орган обязан применять принцип расследования и самостоятельно выявлять важные факты и доказательство, этого не было сделано и ошибки не были обнаружены. По истечении более чем десяти лет Департамент полиции и погранохраны установил, что заявители не приобрели эстонское гражданство ни по рождению, ни в процессе натурализации, из-за чего выдача им паспортов была необоснованной. Департамент признал документы, удостоверяющие личность заявителей, недействительными и отказал в выдаче новых документов. По оценке как министерства внутренних дел, так и Департамента полиции и погранохраны, эти люди при ходатайстве паспорта гражданина Эстонии были добросовестны и паспорт был выдан им исключительно из-за ошибки административного органа.

Наверх