На брифинге Еврокомиссии в Брюсселе 4 января журналист спросил по-французски: «Эстония собирается принять закон, который оказал бы честь бывшим ветеранам войны, которые были нацистами, т.е. в служили в дивизии СС, пишет в Postimees Арго Идеон.
Арго Идеон: ветераны вместо почестей получили новые ярлыки нацистов
Пресс-секретарь комиссии Оливье Байи ответил, что не в курсе этого закона. Однако в принципе, если поступят замечания насчет того, что какие-то решения могут противоречить ценностям Евросоюза, «последует более тщательное юридическое расследование».
Я не знаю точно, как часто иностранные журналисты спрашивают в Брюсселе об эстонских законах. Вероятно, это происходит редко. Особенно о законах, которые еще не обсуждались в Рийгикогу и которые пока не существуют даже в виде законопроектов (хотя еще недавно официально находились «на стадии подготовки»).
Не сюрприз, что как только звучат ключевые слова «борцы за свободу Эстонии» и «СС», в воздух быстро поднимается туча негативных откликов. Чтобы предсказать это, не надо быть Игорем Мангом. Начало медиавойны столь же неизбежно, сколько дерганье коленки в ответ на удар молоточком.
Сколько бы в Эстонии ни говорили о так называемой психологической войне и ни проводили на эту конференций, на практике совершают одну и ту же ошибку. Нападения и неверные истолкования было бы разумно предотвращать, а не тушить огонь, когда они уже появились. В связи с потенциально противоречивой темой в первую очередь необходимо было бы огласить принципы и ценности, из которых планируется исходить при составлении законопроекта. Опровергать задним числом намного сложнее.
Хотя бы включив фразу, которой эстонское представительство в Брюсселе отреагировало на статью, опубликованную на Euractiv: «Эстонское правительство гарантирует, что в Эстонии не станут никого чтить за то, что он сражался в нацистском мундире или за его членство в Ваффен-СС».
А сейчас вся эта история в европейских СМИ делает из Эстонии типичную фашистскую кость, которую можно погрызть.
Зависит от каждого конкретного издания, сопровождает ли оно статью адекватной исторической фоновой информацией (как это сделала в своей длинной статье Die Welt) или же получают больше места комментарии вроде того, что дал представитель немецких зеленых Фолькер Бек: «Если закон будет принят в запланированном виде, страшные деяние подручных Гитлера в СССР будут оправданы задним числом». Не говоря уже о российской официальной риторике.
Вместо почестей развитие этой темы навесило новые ярлыки нацистов на пожилых людей, которые носили восстановление Эстонской Республики в своих сердцах, а эстонскому государству создало репутацию страны, застрявшей в своем прошлом, вместо того чтобы заниматься проблемами современности.