Журналисты Инно и Ирья Тяхисмаа рассуждают в своем блоге о том, что Эстония постоянно находится в поисках врага, и если раньше врагами были чужаки, то теперь эстонцы нашли врагов в самих себе.
Тяхисмаа: Эстония в поисках врагов
Во все времена одним из способов контролировать, но и организовывать массы, был поиск врага, – пишут Тяхисмаа. Многие обитающие в Европе народы выбрали себе в качестве врагов евреев, которые, согласно распространенному мифу, распяли Христа – хотя распять решили римляне, которые правили тогда в Иудее. Обвинять евреев в распятии Христа – так же умно, как обвинять эстонцев в том, что они сжигали или высылали евреев.
Эстонцы, судьба которых во многом напоминает судьбу евреев, особого юдофобства не демонстрируют, – продолжают Тяхисмаа. Вместо этого исконными врагами были немцы, которые, согласно сохранившимся источникам, отняли у эстонцев и веру, и землю, и свободу. Позже, когда немецкая власть сменилась в Эстонии властью русской, новыми врагами стали русские. Особенно ненависть к русским разгорелась после годов депортаций и оккупации, когда работящие, вообще-то, эстонцы голодали на своей земле и даже не знали, что надеть. В сегодняшней ситуации, когда одежды полно, это кажется странным – но так было.
После восстановления независимости русофобия поутихла. В отличие, например, от русофобии у финнов, которые до сих пор держат камень за пазухой из-за того, что у них отняли Карелию. Новыми врагами странным образом стали не евреи и не мусульмане, а... сами эстонцы. Сависаар ли, который опустошил склады с маслом, Лаар ли, который истребил сельское хозяйство, Вяхи ли, которого обвиняли в его прошлом на автобазе, или Каллас, отложивший 10 миллионов долларов.
Если следить за дискуссией в обществе, то складывается впечатление, – пишут Тяхисмаа, – что русские плохие лишь потому, что якшаются с Сависааром, а американцы плохие – потому что Ильвес там жил. Если искать какие-то параллели, то столько врагов лишь у Израиля, в котором постоянно идут такие же междусобойчики, и под суд отдают одного бывшего главу государства за другим.
Возможно, такой панический поиск врагов не так уж и плох для того, чтобы как-то удерживать вместе небольшое сообщество или чтобы избежать выхода на авансцену деятелей, подобных Пятсу, – предполагают Инно и Ирья Тяхисмаа. – Но в современном безопасном информационном обществе повторение эпохи Пятса было бы, наверно, невозможно. Да и в ЕС все могут от подобного пятсовскому режима сразу эмигрировать, и сейчас многие, кому не нравится Ансип, уезжают. Ансип должен быть осторожен и жутко переживать, чтобы не остаться в стране совсем одному.
Конечно, поиск врагов выглядит особенно смешно потому, что большая часть эстонцев – относительно близкие родственники, а сама Эстония – практически деревня. Жизнь в Эстонии напоминает русский праздник, когда компания за полчаса надирается и начинает выяснять отношения. Наверно, правы русские, когда говорят: «Бьет – значит, любит», – пишут Инно и Ирья Тяхисмаа.