Немногие знают, что у агента Купера из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс» имелся прототип. Личность его до сих пор не установлена, зато совершенное им преступление называют уникальным.
Дэн Купер исчезает бесследно
Сорок лет прошло с тех пор, как Дэн Купер совершил единственный в истории США нераскрытый угон воздушного транспортного средства, а ФБР все не может прекратить это дело. Более тысячи подозреваемых, 60 томов, множество зацепок – и ноль на выходе. Шутка ли: мужчина с 200 тысячами долларов выпрыгнул из самолета с парашютом – и как сквозь землю провалился.
Человек с бомбой пьет бурбон
В канун Дня благодарения, 24 ноября 1971 года, в аэропорту Портленда, штат Орегон, некий Дэн Купер купил билет на рейс компании Northwest Orient Airlines до Сиэтла. На борту «Боинга-727» он занял место в задней части салона, закурил сигарету, заказал бурбон с содовой. Свидетели описывали Купера как ничем не примечательного человека за сорок: рост – между 178 и 183 см; черный плащ, черный костюм, черный галстук, белая рубашка, черные кожаные туфли-мокасины, черный кейс. Обращала на себя внимание лишь перламутровая булавка для галстука.
Полупустой самолет вылетел в Сиэтл в 14.50. После взлета Купер передал стюардессе Флоренс Шеффнер записку. Та решила, что одинокий мужчина желает познакомиться, и бросила записку в сумочку, не читая. Тогда Купер наклонился к стюардессе и сказал: «Мисс, вы лучше прочтите. У меня бомба». В записке фломастером было написано: «У меня в портфеле бомба. Я взорву ее, если будет нужно. Сядьте рядом со мной. Это угон самолета». Стюардесса подчинилась и попросила показать бомбу. Купер приоткрыл портфель, и Шеффнер увидела восемь красных цилиндров, уложенных в два ряда и соединенных красными проводами. Закрыв портфель, Купер выдвинул свои требования: 200 тысяч долларов «в американской валюте», два основных парашюта и два резервных, а также дозаправка самолета в Сиэтле. Шеффнер передала требования экипажу. Кстати, на стюардесс Купер произвел самое благоприятное впечатление: он был спокоен, вежлив и совсем не походил на безумного террориста: заказал второй бурбон с содовой, оплатил счет, настоял на том, чтобы Шеффнер оставила себе сдачу, предложил заказать за его счет обед для экипажа, когда самолет будет в Сиэтле.
Пилоты связались с Сиэтлом и объявили пассажирам, что прибытие задерживается из-за мелкой неполадки. Президент Northwest Orient Airlines распорядился подготовить выкуп и не вступать с террористом в споры. Самолет два часа летал над заливом Пьюджет-Саунд, пока полиция и ФБР искали парашюты и деньги. Серийные номера десяти тысяч 20-долларовых купюр были запечатлены на микропленку. В 16.39 Куперу сообщили, что его требования выполнены. В 17.45 самолет сел в Сиэтле, работник аэропорта передал парашюты и рюкзак с деньгами через задний выход, и Купер отпустил пассажиров и стюардесс.
Мертвец тратит 200 долларов
Пока самолет дозаправляли топливом, преступник изложил пилотам свой план: «Боинг» должен взять курс на юго-восток на минимальной скорости около 190 км/ч. Еще одну дозаправку надо было произвести в Рино, штат Невада. Купер потребовал, чтобы при взлете был открыт задний выход. В 19.40 самолет взлетел вновь, и через 20 минут экипаж понял по световому сигналу, что Купер вручную выпускает аварийный трап. В 22.15 самолет приземлился в Рино. Купера на борту не было. Он оставил там два из четырех парашютов, галстук и перламутровую булавку.
Конечно, Купера сразу принялись искать, но никто не мог сказать, куда тот приземлился: малейшие отклонения в оценке скорости самолета, направления ветра и прочего давали очень разные координаты, и никто не знал, на какой высоте Купер раскрыл парашют. Одинокого парашютиста никто не видел, но в темноте и в условиях облачности одетый в черное Купер запросто мог остаться незамеченным. Во время следственного эксперимента было установлено время его прыжка – 08.13; в этот момент самолет пролетал над рекой Льюис. Агенты ФБР прочесали долину реки, опросили фермеров, обыскали ряд домов – тщетно. В начале 1972 года множество агентов ФБР и двести солдат больше месяца искали следы Купера в округах Кларк и Каулитц, а на дне озера Мервин тело Купера пыталась обнаружить подлодка. Это была самая массовая поисковая операция в истории США – и самая безрезультатная. Список с номерами банкнот был обнародован, отправлен в банки и казино, нашедшему купюры пообещали 15 процентов от суммы, максимум 25 тысяч долларов. Предложение действовало два года с момента угона самолета. Не отозвался никто.
Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки в 1980 году, когда восьмилетний Брайан Ингрэм, семья которого отдыхала на реке Колумбия, нашел на берегу три пакета с деньгами из тех, что Купер получил в качестве выкупа: два пакета по 100 банкнот и один с 90 банкнотами. Но вопросов после этого стало даже больше. Если Купер разбился, почему река вынесла на берег только два пакета? Куда делись десять купюр из третьего пакета? Если Купер сам избавился от пакетов, зачем он это сделал? Появление 5800 долларов на берегу не объясняет ни одна гипотеза.
Герой комиксов берет не тот парашют
Для Брайана Ингрэма находка стала судьбоносной: 30 лет спустя он вошел в состав команды, пытающейся напасть на след Купера при помощи современных научных методов. Два месяца назад эти энтузиасты объявили, что нашли на галстуке Купера частицы титана и алюминия, а значит, тот мог быть химиком или металлургом. ФБР считает, что Купер был связан с ВВС. Имя «Дэн Купер» он мог взять из бельгийского комикса о канадском пилоте. Комикс этот не переводился на английский, но продавался в Канаде. Это обстоятельство и слова «американская валюта» в сочетании с отсутствием акцента наводят агентов ФБР на мысль, что Купер был канадцем.
Противоречий в этом деле хоть отбавляй. С одной стороны, Купер явно все продумал – например, попросив два основных парашюта вместо одного, он внушил властям, что может прыгнуть не один, а с заложником, чтобы те не испортили парашюты. Преступник знал, как выпускать задний трап «Боинга-727» вручную, чего не знали даже гражданские экипажи (по одной гипотезе, он прошел Вьетнам, где с таких «Боингов» в тыл врага забрасывали диверсантов). С другой, ни один парашютист не совершил бы прыжок в плаще и мокасинах в кромешной тьме при скорости ветра 88 м/с – это слишком большой риск. Более того, три года назад выяснилось, что среди переданных Куперу парашютов случайно оказалась модель для демонстраций, которая как парашют не функционировала. Почему-то именно ее Купер выбрал в качестве резервного парашюта, хотя на модели имелись значки, что для прыжков она непригодна. Неясны и мотивы преступления: то ли финансовые затруднения (хотя Купер не мог не понимать, что потратить наличные будет невозможно), то ли жажда острых ощущений.
Купер не был первым угонщиком самолета, но именно он породил моду на угон с целью выкупа: в 1972 году в похожих обстоятельствах преступники пытались угнать пятнадцать самолетов. Никто из подражателей не избежал поимки. За сорок лет по делу прошла длинная вереница подозреваемых: летчики, воры, убийцы, эксцентрики, сумасшедшие – но все они оказались не теми людьми. Немудрено, что Купер превратился в легенду и Дэвид Линч дал его имя персонажу своего сериала. А в Ариэле, штат Вашингтон, до сих пор в канун Дня благодарения празднуют День Купера – в честь, так сказать, героя.