Людмила Алексеева: я не шпионка

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Фото: Сергей Трофимов «День за Днем»

В новом документальном фильме журналист Аркадий Мамонтов обвинил российских правозащитников в получении денег от британской разведки, а также в том, что глава Московской Хельсинкской группы, член Совета по правам человека при президенте России Людмила Алексеева получила в 2002 году гражданство США.

И то, и другое сообщение вызвали у правозащитницы недоумение, сообщает Би-би-си.

Передача, показанная 22 января на государственном телеканале "Россия", была посвящена последствиям скандала с так называемым "шпионским камнем". В ней утверждается, что Алексеева в 2002 году получила американский паспорт, и обязательной процедурой при этом является присяга на верность США и "служение интересам" Вашингтона.

При этом Мамонтов назвал выдачу иностранных паспортов российским правозащитникам "инструментом прикрытия", который использует разведка западных стран.

Как заявила Би-би-си сама Людмила Алексеева, американское гражданство она получила в 1982 году. Это произошло через пять лет после того, как она покинула СССР под угрозой тюремного заключения за свою правозащитную деятельность.

В 1990-м она вернулась в Россию и затем получила гражданство Российской Федерации. В 2002 году, по словам Алексеевой, срок действия американского паспорта истек, и его необходимо было продлить.

Это была рутинная бюрократическая процедура, при которой не надо было произносить какие-либо клятвы или присяги.

"Эта страна [США] меня приняла, когда моя страна [СССР] хотела меня в тюрьму отправить за нормальную гражданскую деятельность. Я никаких законов не нарушала. Почему я должна теперь говорить "я отказываюсь от вашего гражданства"? Ничего подобного, я благодарна Америке за то, что эти 13 лет я там прожила", - сказала Людмила Алексеева в интервью bbcrussian.com.

В телефильме канала "Россия" также заявлено, что российские правозащитники получали деньги из рук британских агентов разведки, и продемонстрировал платежные документы, якобы подписанные вторым секретарем британского посольства в Москве Марком Доу, которого в 2006 году в фильме Аркадия Мамонтова открыто называли шпионом.

По словам Людмилы Алексеевой, Московская Хельсинкская группа действительно получала в то время грант от британской организации, не имевшей представителей в России. Тогда его передали через британское посольство, которое представляло эту организацию - по данным Русской службы Би-би-си, Глобального фонда возможностей (Global Opportunities Fund) на административном уровне.

"Соответственно, подписывали документы работники посольства. Грант, который мы получили, подписал не Доу, его подписала Кати Лич, начальник политического отдела посольства. Ее ни в чем не обвиняли. Его обвинили, но он продолжал работать. Травили нас", - сказала Алексеева.

Московская Хельсинкская группа, сказала правозащитница, с тех пор больше не получала денег ни от одной британской организации.

На прошлой неделе бывший глава канцелярии премьера Британии Тони Блэра Джонатан Пауэлл фактически признал, что использование "шпионского камня" агентами британской разведки в Москве действительно имело место.

Изначально обвинения в адрес Британии прозвучали в программе, показанной по российскому телевидению. Видеосюжет о деятельности британской разведки, в котором был показан и "камень" со встроенным передатчиком, вышел в эфир телеканала "Россия" в начале 2006 года.

Тогда же в передаче, так же подготовленной Аркадием Мамонтовым, наряду с материалами о разоблачении британских шпионов, предоставленных ФСБ России, звучали обвинения в адрес правозащитников и неправительственных организаций России в том, что они финансируются через разведку.

Многие в России и на Западе восприняли сюжет с "камнем" как повод оказать давление на неправительственные организации.

Между тем одним из последствий этого скандала действительно стало ужесточение правил деятельности и финансирования НПО на территории России.

Как сказала Людмила Алексеева в интервью Би-би-си, теперь признание бывшего сотрудника администрации Тони Блэра в том, что история с камнем была истинной, также ударило по российским правозащитникам. При этом она уверена, что это признание было сделано "в обмен" на какие-то выгоды для Британии.

Наверх