Однако факты упрямая вещь. То, что 20% эстонцев поддерживали Интердвижение, – это не результат фантазии автора статьи, а данные опросов «Майнор –ЭМОР» проведенных эстонскими исследователями в 1988 году и на это есть соответствующая ссылка (с.11) Абсолютно безо всяких аргументов Руутсоо отметает их. Далее он пишет: «Из элиты интеров не поддерживал никто, кроме Наана». Однако неясно, кого он считает эстонской элитой в советское время? Если считать таковыми номенклатурных партийных и советских руководителей, особенно тех, кто находился у руля в те годы, то именно они и входили в эти 20 процентов.
Недопустимый прием использует господин Руутсоо и в отношении родителей Марью Лауристин. Он пишет: «тот факт, что Рафик Григорян делает из родителей Марью Лауристин «известных партийных и государственных деятелей», указывает на то, что автор продолжает мыслить категориями кафедры истории КПСС». Непонятно, какое имеет отношение к теме обсуждения судьба родителей Марью Лауристин? Об их биографии в статье нет ни слова. Абсурдным является его утверждение о том, что Р.Григорян «из них делает известных партийных и государственных деятелей». Это общеизвестный факт истории советского периода и ничего более.
Однако оставим в стороне реверанс нашего оппонента в мой адрес. Представляется еще более неуместным обвинение Руутсоо в адрес одного из авторов сборника - Малле Салупере, которая была депортирована и испытала на себе все ужасы депортации. Зная об этом факте, тем не менее, господин Руутсоо обрушился на нее за то, что она упрекает эстонцев, что они "бесконечно жалуются" на сталинские депортации. «Для дискредитации всей книги вполне хватило бы фразы про «всего 3%», что не дает оснований для «бесконечных жалоб» на депортации, пишет он. И здесь мы видим классический пример передергивания. М. Салупере в своей статье приводит эту цифру не с точки зрения умаления значения или отрицания самого факта депортации, а с точки зрения критики отображения этой акции «как геноцид эстонского народа» (с.35).
Рамки статьи не позволяют остановиться на многих других критических замечаниях господина Руутсоо, который к тому же утверждает, что он «истиной» не владеет, а всего лишь «пытается сравнить изложенное в книге с тем, что историки в массе своей выдают за картину мира, подтверждая ее многочисленными ссылками и обширной аргументацией». А ведь сборник как раз и посвящен критике той картины мира, и той аргументации, которая завела историческую науку в тупик и способствовала расколу общества.
Кандидат исторических наук,
почетный профессор Института
управления и политики «Сананор