Некоторые члены эстонского правительства не перестают удивлять. Казалось бы, с апреля 2007 года, когда правительство, устроившее межнациональный кризис, не только не ушло в отставку, но и с отменной самоуверенностью продолжило гнуть свою линию, периодически поигрывая русской угрозой в качестве инструмента для манипулирования большинством, мы должны были привыкнуть к манере поведения и риторике некоторых министров. Но нет, не получается привыкнуть.
«Весь мир насилья мы разрушим»: как Аавиксоо реформировал образование
Вчера и сегодня министр образования Яак Аавиксоо в очередной раз продемонстрировал свою несостоятельность на столь ответственном посту и похвальное в эстонском обществе умение чуть что ссылаться на страшное коммунистическое прошлое. Министр заявил, в частности, что правительство предлагает не модель бесплатного коммунистического или социалистического высшего образования, а модель, присущую свободному гражданскому обществу.
Прекрасно звучит – особенно на фоне сравнения Яака Аллика с Лениным, на которое Аавиксоо также не поскупился. Исключительно замечательная игра - всех относительно левых политиков попрекать Лениным, Гулагом и депортациями. Стоит ли потом обижаться, если всех правых у нас по умолчанию некоторые называют фашистами? Толку, правда, от этой игры на символическом поле никакой. Единственное, к чему она приводит, - это к усугублению накопившихся в обществе проблем.
Исключительно удобно махать красной коммунистической тряпкой перед эстонскими патриотами, не замечающими, что пока они остервенело бросаются на эту тряпку, их облапошивает собственное правительство. Обещало, например, бесплатное высшее образование и вообще накануне выборов выступило с популистской программой, а на деле представило такой проект реформы, что еще не выжившие из ума студенты вышли протестовать на Тоомпеа.
Как всегда, ничего не добились. Почему? Да потому что в апреле 2007 года правое правительство фактически получило карт-бланш на все свои дальнейшие действия. Известная французская поговорка «Делай что должно и будь что будет» в сознании Аавиксоо, Ансипа и компании трансформировалась в «Делай что хочешь и тебе ничего за это не будет».
Можно, например, добить систему высшего образования, которую на моей памяти за последние двадцать лет только и делали, что реформировали. По принципу «весь мир насилья мы разрушим до основанья - а там разберемся». Разрушили и разобрались, по-свойски.
Ну нет у правительства денег на предоставление обществу тех услуг, которых мы, казалось бы, вправе ожидать. На образование в том числе. Поэтому надо придумать такую систему, при которой студенту все равно придется платить.
Самое замечательное, что в этой ситуации правительство не думает не только о студенческом благополучии, но и о качестве высшего образования. Студент, вынужденный работать (а что ему остается делать, если стипендии он не получает, а зачастую еще и платит за свое обучение?), неизбежно уделяет работе больше внимания, чем лекциям и подготовке к экзаменам. Как университетский преподаватель я постоянно сталкиваюсь с молодыми людьми, которые пытаются получить зачет, утверждая, что на лекции они не могли ходить, потому что в это время работали.
Еще один момент: при нынешней системе финансирования и отчетности преподаватель заинтересован в том, чтобы зачет сдало как можно больше студентов, а студент заинтересован в том, чтобы получить как можно больше академических пунктов. Внимание, вопрос: где в этой системе место качеству образования?
Учитывая, что система допускает к тому же большое количество предметов по выбору, легко предположить, что студент для получения диплома и выполнения плана по количеству академических пунктов, будет сдавать те предметы, которые сдать легче, а не те, которые следовало бы знать для получения полноценной специальности. И параллельно работать. А потом мы будем долго и дружно кричать, что в Эстонии не хватает специалистов.
Что касается товарища Аавиксоо, то меня искренне удивляет, чем ему так не угодила советская система образования. Тогда не было ни идиотской системы приема в университет на основании проходного балла и госэкзаменов, ни ожесточенной борьбы институтов за студентов и связанное с этим финансирование, ни необходимости работать, чтобы окончить вуз. Надо полагать, если задать самому Аавиксоо вопрос о том, удовлетворяет ли его собственное образование, полученное в СССР, он ответил бы утвердительно. Если же собственный интеллектуальный уровень его не удовлетворяет, что он делает на посту министра?